Если вам сложно читать первоисточники — труды Фредерика Саломона Перлза (1893-1970), но вы хотите познакомиться с основами гештальттерапии, предлагаем вашему вниманию несуществующее интервью с Мастером. James C. Overholser (JCO) американский профессор психологии в 2022 году создал это интервью, используя буквальные ответы Перлза из его многочисленных трудов и очных сессий. Интервью был напечатано в журнале iacp (Irish Association for Counselling and Psychotherapy). (Перевод Марии Загорской).
JCO: Спасибо, что согласились встретиться со мной. Ваши идеи показались мне весьма интересными.
Перлз: «Хорошо. Присаживайтесь» (Perls, 1973, стр. 121). «Как вас зовут?» (Perls in Bry, 1972, стр. 60).
JCO: Вы можете называть меня Джим.
Перлз: «Надеюсь, вы не ожидаете, что я дам вам рецепт как вам жить» (Perls, 1970a, стр. 32).
Перлз о гештальте
JCO: Нет, я просто надеюсь понять ваши взгляды на терапию. Почему вы назвали свой подход «Гештальт-терапией»?
Перлз: «Гештальт — это единое целое, которое вы не можете разделить на разные части» (Perls, 1978a, p. 67). «Гештальт — это несводимый феномен. Это сущность, которая присутствует и которая исчезает, если целое распадается на составляющие» (Perls, 1969b, p. 62). «Возьмем довольно известный гештальт, мелодию. Мелодию можно переставить так, что каждая часть, каждая нота будет отличаться от предыдущей, но мелодия, гештальт, останется прежней» (Perls, 1978a, p.67).
JCO: Как человек может научиться видеть картину в целом таким образом?
Перлз: «Когда я научусь хорошо печатать и сформирую гештальт практикой, тогда я смогу сосредоточиться на содержании, а не механике набора текста» (Clements 1968, стр. 68).
Перлз о фигуре и фоне
JCO: То есть вы помогаете людям отстраниться от деталей и увидеть более масштабные закономерности?
Перлз: «Основная предпосылка гештальтпсихологии заключается в том, что человеческая природа организована в закономерности или целостности» (Perls, 1973, стр. 3-4).
«Поле зрения человека структурировано в терминах «фигуры» и «фона». … «Фигура» является центром интереса … с «фоном» — обстановкой или контекстом. Взаимодействие между фигурой и фоном является динамическим» (Perls, Hefferline & Goodman, 1951, стр. 29). «Смысл создается путем соотнесения фигуры, находящейся на переднем плане, с фоном, на котором появляется фигура» (Perls, 1969b, стр. 63).
CO: Как это применимо к терапии?
Перлз: «Только одно событие может занимать передний план, доминируя в ситуации» (Perls, 1969b, стр. 88). «Нечто подобное происходит на радио. Если нужная станция настроена, шипение фона приглушается; контраст музыки на переднем плане с фоном полной тишины — это то, что требуется» (Perls, 2012, стр. 105).
«Фигура выделяющаяся рельефно на более безразличном фоне нуждается в некотором усилении» (Perls, 1978b, стр. 51). «Конечно, именно соответствие объектов окружающей среды потребностям организма определяет процесс «фигура/фон»» (Perls et al., 1951, стр. 66).
«Доминирующая потребность организма в любое время выходит на передний план, а другие потребности отступают, по крайней мере временно, на задний план» (Perls, 1973, стр. 8).
«Эффективное действие — это действие, направленное на удовлетворение доминирующей потребности» (Perls, 1973, стр. 18).
О потребностях и незавершенных гештальтах
JCO: Значит, мы все работаем, чтобы удовлетворить свои потребности?
Перлз: «Да, да» (Perls in Clements, 1968, p. 67). «Если потребность действительно удовлетворена, ситуация меняется… Когда одна задача завершена, она отходит на второй план» (Perls, 1948, p. 571). «Самая важная незавершенная ситуация всегда будет возникать и с ней можно будет справиться» (Perls, 1969a, p. 54).
JCO: То есть незавершенная потребность требует внимания?
Перлз: «Именно так» (Perls, in Clements, 1968, p. 71). «Любая незавершенная ситуация, любое незавершенное действие всплывут на поверхность и будет завершено или захочет быть завершенным» (Clements, 1968, p. 67). «Организм не может вынести незавершенную ситуацию» (Perls, 1953-54, p. 51).
CO: Что произойдет, если мы оставим некоторые ситуации неразрешенными?
Перлз: «Всякий раз, когда мы сталкиваемся с незавершенной ситуацией, это означает, что у нас все еще есть какие-то дела из прошлого, которые нам необходимо завершить» (Perls, 1978a, стр. 58). «Незавершенные ситуации требуют решений, но их не осознавать, результатом будут невротические симптомы и невротическое формирование характера» (Perls, 1948, стр. 573). «Для невротика всегда характерно большое количество незавершенных ситуаций. Пациент либо не осознает их, либо не
способен с ними справиться» (Perls, 1948, стр. 571).
JCO: Как это помогает в психотерапии?
Перлз: «В психотерапии мы обращаем внимание на актуальность незавершенных ситуаций в настоящей жизни» (Perls, 1951, стр. 275). «Это основная тенденция организма завершать любую ситуацию или транзакцию, которые для него являются незавершенными» (Perls et al., 1951, стр. 90). «Организм не может мириться с этим. С каждой завершенной ситуацией мы чувствуем себя хорошо; с каждой незавершенной ситуацией мы чувствуем себя плохо» (Perls, 1953-54, стр. 51). «По мере завершения одной задачи она отходит на задний план» (Perls, 1948, стр. 571).
JCO: То есть психотерапия помогает клиентам прийти к некоторому ощущению завершенности?
Перлз: «Нет, это ещё не все» (Perls, 1970a, p. 25). Очевидно, что невротик, не чувствует себя целостной личностью. Он чувствует, как будто его конфликты и незавершенные дела разрывают его на части» (Perls, 1973, p. 15).«После того, как один гештальт получает удовлетворение, организм может справиться со следующей срочной фрустрацией (расстройством)» (Perls, 1969b, p. 89).
JCO: Но некоторые проблемы прошлого остаются незавершенными.
Перлз: «Я утверждаю, что прошлое имеет значение только постольку, поскольку оно воплощает незавершенные ситуации» (Perls, 1979, стр. 14).
«Мы носим с собой большую часть прошлого только до тех пор пока у нас есть незавершенные ситуации» (Perls, 1969a, стр. 45). «Мы не можем осознавать прошлое и не можем осознавать будущее. Мы осознаем воспоминания, мы осознаем предвкушение и планы на будущее; но мы осознаем всё здесь и сейчас» (Perls, 1973, стр. 192).
Почему нас не интересует прошлое клиента
JCO: То есть, вас не интересует прошлое клиента?
Перлз: «Было бы неверно сказать, что нет интереса к историческому материалу и прошлому» (Levitsky & Perls, 1970, стр. 2). «Хотя жить в прошлом или будущем — это патология, полезно … помнить о событиях прошлого и планировать события будущего» (Perls et al., 1951, стр. 90).
JCO: Некоторых моих клиентов по-прежнему беспокоят воспоминания о событиях, произошедших недели, месяцы или годы назад.
Перлз: «Воспоминания исчезают, за исключением незавершенных ситуаций … Представьте себе официанта, помнящего все заказы, которые он когда-либо принимал! После того как клиент оплатил свой счет, в этом нет необходимости» (Perls, 2012, стр. 168). «Мы оправдываем свое нынешнее несчастье прошлым опытом и погрязаем в своих страданиях» (Perls, 1973, стр. xiv). «С помощью терапии он должен научиться жить настоящим» (Perls, 1973, стр. 63). «Копание в прошлом служит цели поиска «причин» — и, таким образом, оправданий — нынешней ситуации» (Perls et al., 1951, стр. 44).
JCO: Почему бы не провести некоторое время в сессии, исследуя прошлое?
Перлз: «Прошлое — это то, что неизменно и по сути не подлежит изменению» (Perls et al. 1951, p. 437). «Когда человек привязан к устаревшему образу действий, он менее способен удовлетворять любые из своих потребностей выживания, включая свои социальные потребности» (Perls, 1973, p. 25-26).
Перлз о здесь и сейчас
JCO: То есть клиентам нужно полностью жить в настоящем моменте?
Перлз: «Ничего не существует, кроме того, что здесь и сейчас» (Perls, 1969a, p. 44). «Прошлого больше нет, а будущего еще нет» (Perls, 1979, p. 13). «Никакой опыт невозможен нигде, кроме как в настоящем» (Perls, 1973, p. 64). «Таким образом, гештальт-терапия – это терапия «здесь и сейчас», в которой мы просим пациента во время сеанса обратить все свое внимание на то, что он делает в настоящий момент, в ходе сеанса – прямо здесь и сейчас» (Перлз, 1973, стр. 63).
JCO: Я не совсем понимаю. Как это помогает проводить сеансы терапии?
Перлз: «Вся терапия, которая должна быть проведена, может быть проведена только в
«сейчас»» (Perls, 1970a, p. 17). «Нам не нужно копаться, как Фрейд, в глубинах бессознательного» (Perls, 1973, p. 119). «Мы имеем дело только с настоящим» (Perls, 2012, p. 174). «Поскольку все ощущения происходят здесь и сейчас, гештальт-терапия ориентирована на «настоящее время»» (Perls, 1967, p. 308).
О процессе осознавания
JCO: Мне нравится смотреть в будущее. Зачем так сильно концентрироваться на текущем моменте?
Перлз: «Цель состоит в том, чтобы расширить или, лучше сказать, усилить осознание того, ЧТО вы делаете и КАК вы это делаете» (Perls et al., 1951, p. 46). «Чувства являются средствами осознания, сознания, внимания» (Perls, 1948, p. 570). «С помощью терапии он должен научиться жить настоящим … мы просим пациента во время сеанса направить все свое внимание на то, что он делает в настоящем, в течение сеанса – прямо здесь и сейчас» (Perls, 1973, p. 63). «Здоровый человек доверяет своим чувствам, а не своим концепциям, своим предрассудкам» (Perls, 1969c, p. 24).
JCO: Значит, вы используете терапию, чтобы расширить осознание клиентом настоящего момента?
Перлз: «Совершенно верно. Именно на это я и хотел обратить внимание» (Perls, 1970b, p. 229). «Пока вы бодрствуете, вы в каждый момент осознаете что-то» (Perls et al.1951, p. 96). «Мы относимся ко всему времени терапевтического сеанса так, как будто оно происходит здесь и сейчас; поскольку осознание и переживание могут иметь место только в настоящем» (Perls, 1973, p. 87). «Никакой опыт невозможен, кроме как в настоящем» (Perls, 1973, p. 64).
JCO: То есть вы считаете, что осознание в настоящий момент необходимо?
Перлз: «Осознание как таковое— само по себе — может быть целебным» (Perls, 1969a, p. 17). «Без осознания нет ничего» (Перлз, 1969б, стр. 68). «Недостаток осознанности характерен для невротика» (Перлз, 1948, стр. 570). «Цель психотерапии состоит в том, чтобы… пациент осознал себя» (Перлз и др., 1951, стр. 383).
Перлз о self-consciousness и self-awareness
JCO: Но разве фокус на осознавании ( awareness) не заставит некоторых людей чувствовать себя более осознанными (self-conscious)?
Перлз: «Важно не путать самосознание (self-consciousness) с безоценочным осознаванием (self-awareness)» (Perls, 1969c, стр. 255). «Легко заметить, как вы прерываете себя. ”Э-э-э» и «э-э-э» любого говорящего, который чувствует себя неловко» (Perls, 1978b, стр. 54).
«Правильная концентрация лучше всего описывается словом «очарование» … остальной мир исчезает, время и окружение перестают существовать» (Perls, 1969a, стр. 188).
«Когда, например, вы полностью поглощены танцем, что чувствуете единство разума, тела, души, музыки и ритма, тогда вы осознаете удовольствие от осознавания (self-awareness).
В самосознании (self-consciousness) всегда есть что-то невыраженное, … от самосознания можно избавиться, только передав на самом деле ваши чувства заинтересованному человеку» (Перлз, 1969c, стр. 255).
Об эксперименте по осознованию
JCO: Как вы помогаете клиентам улучшить их осознание настоящего момента?
Перлз: «Я предлагаю, например, следующий эксперимент: Пусть он начинает каждое предложение со слов «здесь и сейчас» и наблюдает за своей реакцией» (Perls, 1948,стр.575). «Однако часто пациент избегает переживания настоящего. Он уходит в прошлое или будущее» (Perls, 1979, стр.14). «Мы часто обнаруживаем бегство в прошлое, поиск так называемых причин и объяснений и другие способы избегания ответственности» (Perls, 1979, стр.14). «Бегство в прошлое в основном характерно для людей, которым нужны козлы отпущения. Эти люди не понимают, что, несмотря на то, что произошло в прошлом, их настоящая жизнь принадлежит им, и теперь это их собственная ответственность исправить свои недостатки, какими бы они ни были» Перлз, 1969c, стр. 208).
JCO: Да, многие из моих клиентов хотят обсуждать прошлые события.
Перлз: «Цель психотерапии — выявить неосознанные конфликты и устранить ложные конфликты» (Perls, & Goodman 1950, p. 5). «Мы используем слово «неосознанный» (‘unaware’), но придаем ему гораздо более широкий смысл, чем … бессознательный (unconscious)» (Perls, 2012, p. 89). «Психотерапия означает помощь пациенту в рассмотрении тех фактов, которые он скрывает от себя» (Perls, 1969c, p. 189). «Избегание — главная характеристика неврозов» (Perls, 1969c, p. 189). «Невротик избегает воображаемых обид, таких как неприятные эмоции. Он также избегает разумного риска. И то, и другое препятствует любому шансу на созревание» (Perls & Stevens, 1975, p. 4).
О телесной феноменологии
JCO: У меня есть еще несколько вопросов.
Перлз: «Я вижу, что вы играете со своими руками» (Perls, 1978a, стр. 56). «Итак, давайте прервемся и проведем небольшую гештальт-терапию» (Perls, 1978a, стр. 60). «Что делает ваша рука?» (Levitsky & Perls, 1970, стр. 3).
JCO: Ммм, просто потираю пальцы.
Перлз: «Что вы сейчас делаете со своими ногами? … Я вижу, как вы пинаете свои ноги» (Dolliver et al., 1980, стр. 137).
JCO: Извините. Я просто постучал ногой. Это ничего не значит.
Перлз: «Нет, это еще не все» (Perls, 1970a, стр. 25). «Теперь включайте свои ноги в действие» (Кларксон и Маккьюн, 1993, стр. 114).
JCO: Что… Зачем?
Перлз: «Бывает много случаев, когда невольное движение или жест пациента кажутся значимым сообщением» (Levitsky, & Perls, 1970, стр. 9). «Осознание телесных ощущений, ощущений и восприятий составляет наше самое определенное… знание» (Levitsky & Perls, 1970, стр. 4). «Примите во внимание любые непроизвольные движения, которые делает пациент — пожимание плечами, брыкание ногами и т. д., и привлеките внимание пациента к ним» (Perls, 1973, стр. 87).
Перлз проводит терапию
JCO: Можем ли мы вернуться к интервью?
Перлз: «Давайте прервемся и проведем небольшую гештальт-терапию» (Perls, 1978a, p.60). «Начните медитацию, закрыв глаза и просто слушая свои собственные мысли, что бы вы себе ни говорили» (Perls, 1970a, p. 35). «Закройте глаза и обратите внимание на свое дыхание» (Perls, 1973, p. 173). «Сначала избавьтесь от вредного воздуха, от окиси углерода, а затем вдохните свежий воздух (Perls, 1978a, p. 62).
«Сосредоточьтесь на ощущениях вашего тела» (Perls et al., 1951, стр. 100). «Закройте глаза. Войдите в свое тело. Что вы испытываете физически?» (Перлз в Кларксоне и Макьюне, 1993, стр. 113).
JCO: В моей голове проносилось множество мыслей.
Перлз: «Позвольте себе уйти в себя» (Перлз, 1970a, стр. 36). «Пустой ум в восточной философии достоин высшей похвалы. Так что потеряйте свой ум и придите в себя» (Перлз,1970a, стр. 38).
JCO: Ваши идеи, похоже, тесно связаны со стратегиями, основанными на осознанности (mindfulness-based strategies).
Перлз: «Повторите это еще раз» (Perls, 1970b, стр. 209).
JCO: Похоже, вы рекомендуете безоценочное осознавание мыслей.
Перлз: «Вы правы» (Perls, 1969b, стр. 207).
«Наша стратегия развития самосознания (self-awareness) заключается в расширении во всех направлениях областей нынешнего осознания (awareness)» (Perls et al., 1951, стр. 95). «Многое из того, что вы только смутно осознаете и о чем почти не подозреваете, можно осознать, уделив этому необходимое количество внимания и интереса» (Perls et al., 1951, стр.97).
«Теперь, вы видите, то, что я только что сделал, было типичным маленьким фрагментом гештальт-терапии» (Перлз, 1978а, стр. 58).
«Как вы себя чувствуете сейчас?» (Перлз в Долливере, 1980, стр. 300).
JCO: Хорошо. Я вижу ценность в том, чтобы замедлиться и быть в настоящем моменте.
Перлз о слоновьем дерьме и фокусе внимания терапевта
Перлз: «Цель состоит в том, чтобы расширить или, лучше сказать, усилить осознание того, что вы делаете и как вы это делаете» (Perls et al, 1951, p. 46). «Идеальная терапия… должна быть ограничена здесь и сейчас и общением между терапевтом и пациентом» (Perls, 2012, p. 174). «Хороший терапевт не слушает содержание чуши, которую несет пациент, а слушает звук, музыку, колебания. Вербальное общение обычно ложь. Настоящее общение находится за пределами слов… Так что не слушайте слова, просто слушайте, что говорит вам голос, что говорят вам движения, что говорит вам поза… То, что мы говорим, в основном либо ложь, либо чушь собачья» (Perls, 1969a, p. 57).
«Невербальное всегда важнее вербального. Слова лгут и убеждают; но поза, голос, невербальное поведение верны» (Перлз, 1973, стр. 155). «Терапия, таким образом, заключается в анализе… как говорится то, что говорится, с каким выражением лица, каким тоном голоса, каким синтаксисом, какой позой, каким аффектом, каким упущением» (Кларксон и Маккьюн, 1993, стр. 85).
Перлз о реальности
JCO: Направлен ли ваш подход на то, чтобы помочь клиентам лучше соприкоснуться с реальностью?
Перлз: «Ответ — нет» (Perls, 1978a, стр. 70). «Реальности как таковой не существует… для каждого человека это что-то своё… Реальность определяется конкретными интересами и потребностями человека… Все, что является главной потребностью организма… вызывает наш интерес, внимание» (Perls, 1948, стр. 571). «Реальность — это не что иное, как сумма всего осознаваемого вами здесь и сейчас» (Perls, 1969b, стр. 30).
JCO: То есть вы фокусируетесь на субъективном опыте клиента?
Перлз: «Мы предполагаем, что существует объективный мир, из которого индивид создает свой субъективный мир» (Perls in Brownell, 2010, стр. 126-127). «Реальность определяется конкретными интересами и потребностями индивида … Независимо от того, что является главной потребностью организма, реальность предстает такой, какая она есть. Она заставляет такие объекты выделяться как фигуры, соответствующие различным потребностям. Она вызывает наш интерес, внимание» (Perls, 1948, стр. 571). «Реальность, которая имеет значение, — это реальность интересов» (Perls, 1969c, стр. 40).
Перлз: «Давайте представим пустой стул… Теперь поменяйтесь местами» (Perls, 1973, стр. 122).
JCO: Мы можем просто вернуться к нашему разговору?
Перлз: «Сейчас я устал. Давайте встретимся как-нибудь в ближайшее время и поговорим еще» (Perls, 1969b, стр. 22).
JCO: Замечательно. Я вернусь в следующем месяце.
Продолжение интервью здесь.