От тела к слову; от слова к телу
Начиная с амплификации жеста или позы постепенно приходят в осознанию: это классический путь от тела к слову.
Вот пример:
Но в Гештальте поступают иногда и противоположным образом, т. е. совершают переход от слова к телу – а именно, с помощью техник произвольного проигрывания, в стиле психодрамы:
Клиент (К): у меня нет никаких перспектив на работе, но я не решаюсь ее бросить. На протяжении многих месяцев я без конца возвращаюсь к одним и тем же аргументам, но чувствую, что безрезультатно брожу по кругу…
Терапевт (Т): Встань и «сделай круг» по этой комнате!.. Что ты чувствуешь?
Он встает и идет по кругу в комнате перед группой, сидящей на полу на подушках.
(К): Это меня нервирует! Это ни к чему не приводит! Я возвращаюсь туда же! Я хотел бы из него выйти!
(Т): Тогда попробуй выйти!
(К): Вот! Я вижу один возможный выход: через дверь!
(Т): Хорошо, иди через дверь! Чего ты ждешь?
(К): Я не могу пройти: передо мной сидит женщина!
(Т): Скажи ей.
(К): Почему ты мне мешаешь выйти? Что ты тут делаешь, и почему так смотришь на меня?… Ты меня завораживаешь!.. Я мог бы тебя обойти кругом и выйти даже… но я не хочу это: ты мне кажешься симпатичной! Скорее я хотел бы поболтать с тобой…
(Т): Есть еще ктонибудь, кому бы ты мог сказать то же самое?
(К): Ох… да! Моя коллега по работе!
(Т): Что бы ты ей сказал?
(К): Я считаю тебя симпатичной! Мне приятно встречаться с тобой каждый день на работе: само собой разумеется… В глубине души я не хочу бросать работу!.. Если я попрошу повышения, меня переведут на другое место. Я предпочитаю остаться здесь! (тишина)
Мне не кажется, что я готов к новой ответственности, и наконец, я полагаю, что я не готов бросить тебя! Это идиотство! Что нам мешает продолжать вместе обедать каждый день?
Через несколько дней он попросил – и получил – повышение в соседнем офисе! Было достаточно инсценировать эту ситуацию – символически – чтобы понять, что препятствие было не там, где оно казалось ему ранее: «он было скрыто в чемто другом!»… Движение мобилизовало эмоцию и «запустило» ассоциации, которые помогли ему выйти из тупика.
Из книги Сержа Гингера «Гештальт. Искусство контакта».