Фигура и фон в гештальттерапии

Хотя Перлз в одной из своих книг назвал теорию «слоновьим дерьмом» (elephant shit) (Peris, 1969а), тем не менее в основе его собственного психотерапевтического подхода лежат пять ключевых теоретических понятий: а) соотношение фигура/ф он, б) осознание и сосредоточенность на настоящем, в) полярности, г) защитные функции, д) зрелость и ответственность.

(из книги К. Рудестам Групповая психотерапия)

Фигура и фон

Первое из перечисленных понятий — соотношение между фигурой и фоном. Если анализировать процессы восприятия исходя из принципов геш­тальт-психологии, можно прийти к выводу, что люди организуют получаемую информацию таким образом, что ее наиболее значимые составляющие зани­мают в сознании центральное место, тогда как менее значимые отходят на задний план.

Перлз использовал это представление при описании функционирования личности. Он предположил, что процессы, в ходе которых формируется и завершается фигура, представляющая, например, какую-либо потребность (в получении поддержки, выражении гнева и т. п.), периодически сменяют друг друга.
Теория гештальт-психологии гласит, что функционирование всех организ­мов подчиняется принципу саморегуляции. Люди в естественном состоянии так­ же поддерживают в себе динамическое равновесие (или гомеостаз) посредством осознания возникающих потребностей (как внутренних, так и вызванных окружением) и удовлетворения их по мере появления. При возникновении какой-либо потребности на нее переключается большая часть внимания, а все остальное отступает на задний план. Например, некто в течение нескольких часов без перерыва готовится к серьезному экзамену. Внезапно он осознает, что пора сходить в туалет. Теперь самым важным обстоятельством становится давление в мочевом пузыре, а сосредоточенность на занятиях дается все труд­ нее. Наконец занятия и вовсе отступают на задний план, потому что в туалет пора уже не идти, а бежать.
Важнейшим для гештальт-терапии является понятие соотношения между фигурой и фоном. Считается, что процессы саморегуляции организма основаны на постоянном формировании и завершении фигур, или гештальтов. Гештальт определяется как система или конфигурация, из которой нельзя ничего изъять, не разрушив ее при этом полностью (Latner, 1973). Гештальт всегда формируется в контексте поля или фона. Мы выбираем из поля то, что имеет для нас значение, то, что нам интересно, это и составляет гештальт.

Здесь для зрителя, в зависимости от особенностей его восприятия, фигурой могут оказаться либо профильные силуэты двух лиц, либо ваза.

Например, в фигуре, изображенной на рисунке, можно увидеть либо вазу, либо два лица. В психокоррекционной группе фигурой обычно считается чувство, кото­рое нужно выразить. Фигурой может стать гнев, разочарование, радость, сексуальное влечение или любовь, и тогда другие аспекты существования отходят на задний план.
Как только потребность удовлетворена, гештальт теряет свое значение. Теперь он отходит на задний план, уступая место новому гештальту. После похода в туалет предстоящие экзамены снова превращаются в фигуру, и теперь можно вернуться к занятиям. Из этого попеременного формирования и завершения гештальтов складывается естественный ритм жизнедеятельности организма.
Иногда удовлетворить потребность не удается, и тогда гештальт не может быть завершен. Например, если члены группы злятся на руководителя, но не могут выразить свою злость, их потребность остается неудовлетворенной. Чувство злости может сохраняться даже после окончания занятий, и тогда оно будет подкрепляться каждым новым появлением руководителя в группе. Так бывает, когда потребность не приобретает ясных очертаний фигуры. Возника­ет состояние общей неудовлетворенности. Неосознанные или невыраженные чувства становятся причиной многих неразрешимых проблем. Члены группы, которые не смогли выразить свою злость, могут отказаться работать со своим руководителем или проявить свои чувства каким-либо иным, более косвенным образом. Тенденция к незавершенности может быть связана с событиями чьего- либо прошлого. Например, причиной того, что у женщины возникают трудно­сти при общении с мужчинами в группе, может быть наличие неотреагированных чувств по отношению к значимому мужчине в прошлом. Гештальт-методы помогают членам группы сделать отчетливой фигуру, которую составляют их чувства, и тогда эти чувства могут быть наконец выражены. Таким образом, травмирующий гештальт завершается, и становится возможной работа над другими важными проблемами.

Постоянная ссылка на это сообщение: https://zagorskaya.info/figura-i-fon/

Яндекс.Метрика