Типология из книги Ирины Соловьевой «Работа с клиентом в телесно-ориентированной терапии»
Шизоидный тип «Привидение».
Участника просто не замечают. Это не сознательное игнорирование, просто Привидение держится незаметно и делает все, чтобы не выделяться. В перерыве участники могут не вспомнить, было ли на группе сегодня Привидение?
Как образовался такой тип «Привидение». Сильная травма отвержения или угроза жизни. Наиболее выраженные шизоидные тенденции. Не освоено базовое право на существование. Плохо ощущает свое тело, не в контакте с чувствами. Пример: Камилла из «Просто вместе«.
Как вести себя ведущему с участником типа «Привидение»: «Материализовать» Привидение — обращать на него внимание, обращаться напрямую, привлекать к нему внимание группы. Но важно делать это не интенсивно, а мягко и постепенно. Поначалу Привидение воспринимает внимание как нечто чреватое отвержением и небезопасное. Длительный опыт мягкого принимающего внимания позволяет такому участнику почувствовать себя важным и нужным, полноценной частью группы.
Шизоидный тип «Аутсайдер»
Группа относится к нему пассивно-агрессивно — прямую агрессию не проявляет, но избегает взаимодействовать. Аутсайдеру вечно не хватает пары. Вокруг него нередко образуется словно бы пустота, рядом с ним не хотят находиться.
Как образовался такой тип «Аутсайдер». В семье отвергали, но не явно, а пассивно. Возможно, ждали ребенка другого пола или беременность была незапланированной. Также ребенок мог иметь особенности, неприятные родителю (инвалидность или сходство с нелюбимым родственником). Отвержение запечатлелось, и Аутсайдер провоцирует на отвержение окружающих. Пример: Горбун Акиплеша из «Похищение чародея»
Как вести себя ведущему с участником типа «Аутсайдер»: Ведущему надо поддержать аутсайдера: налаживать коммуникацию между ним и группой, побуждая участников включаться во взаимодействие с Аутсайдером. Например: «У Маши нет пары. Кто будет с ней работать?» Действовать следует более прямо и активно, чем с Привидением. Группа видит, что Аутсайдер не отвергаем ведущим, а, напротив, поддержан, и меняет к нему отношение, он перестает быть Аутсайдером.
Шизоидный тип «Отшельник»
Ему сложно вылезти из своей «пещеры», потому что небезопасно. Отшельники символически окружает себя вакуумом: на группах вокруг него образуется пустое пространство. Садится в уголке, молчит, но наблюдает. Может делать совсем иное, чем группа, живет в своем режиме.
Как образовался тип «Отшельник»: В детстве Отшельнику было небезопасно, поэтому он «спрятался» от мира (например, рос в алкогольной семье). В некоторых случаях семья сама символически помещает Отшельника в изоляцию, отвергая в силу тех или иных причин. Его замечают, но общаться не хотят, так как он транслирует послание: «Оставьте меня одного». А потом удивляется и обижается, что к нему и правда не подходят, страдает от одиночества. Создаёт свой собственный мир, живущий по своим правилам. Его поведение ритуализированно, он не любит перемен, особенно в своем пространстве (до последнего тянет с ремонтом). Лишний раз не выйдет из дома. Часто выбирает удаленную работу на дому. Пример: Рэймонд из «Человек дождя«.
Как вести себя ведущему с участником типа «Отшельник»: Если начать активно побуждать Отшельника выйти, эффект будет обратным: защиты возрастут. Нужно мягко пробуждать интерес к тому, что вне «пещеры». Активное движение к нему навстречу Отшельник может воспринять как нападение, лучшая стратегия -побудить его самого к движению «из пещеры». Как? Ведущий может в перерыве или до группы неформально немного пообщаться с Отшельников, наладить контакт, поддержать, заинтересовать происходящим. Предложить поделиться своими идеями, опытом с группой: «Вы говорите очень важные и интересные вещи. Может, вы сможете поделиться ими с группой? Это может быть интересно и полезно для участников!» Тем самым мы помогаем Отшельнику почувствовать себя важным и нужным для группы.
Шизоидный тип «Философ»
Философ может вступать в дискуссии, пытается все понять и систематизировать. Если не понимает — тревожится и заваливает вопросами или замолкает и уходит.
Как образовался этот тип «Философ». Основной защитный механизм от «страшного мира» — рационализация. Готов контактировать с миром, но пассивно, из позиции наблюдателя, либо на ментальном уровне (анализировать, объяснять, рассуждать]. Поэтому у него есть контакты, но ментального плана: обмен информацией, а не эмоциями и прикосновениями. Эмоции и прикосновения боится, для него это — слишком тесный контакт, создающий угрозу отвержения и повторения травмы. Поэтому обесценивает чувства и контакт путем рационализации («Любовь — это просто инстинкт размножения»]. Пример: Ондатр из произведений о Муми-троллях.
Как вести себя ведущему с участником типа Философ. Ведущий отвечает на его ментальные вопросы, но при атом мягко подводит к Я-высказываниям («И что это для вас?», «Возможно, вас не случайно так интересует эта тема?»] и к осознанию чувств («И какие у вас чувства вызывает этот вопрос?»]. Предлагает общие рассуждения переформулировать как Я-высказывания с упоминанием и присвоением чувств. И соотносить со своей собственной жизнью. Подключать группу к ответам на вопросы, помогать налаживанию прямого диалога между Философом и группой.
Шизоидный тип Дриада (женский вариант) или Монах (мужской вариант).
Уходит в символическую изоляцию, как и Отшельник, но в отличие от последнего использует механизм гиперкомпенсации: изоляция становится оппозицией к миру (к группе) и попыткой ощутить свое превосходство.
Как образовался тип Дриада (Монах): Боится реального мира, убегает от него, но при этом противопоставляет себя ему. Ощущая свою неполноценность, пытается компенсировать «свой дефект» ложным превосходством. Пример: Джон Нэш из Игры разума.
Как вести себя ведущему с участником типа Дриада (Монах). Ведущий поддерживает
ценность такого участника, но без оппозиции с остальной группой. Дает послания о том, как важны и ценны мнения и процессы каждого. Побуждает Дриаду и Монаха к прямой коммуникации с группой и легализует скрытое противостояние, которое может возникать. Признает индивидуальность
и особенность Дриады и Монаха, но также индивидуальность и особенность остальных участников. Побуждает к прямому диалогу с группой со взаимным уважением.
Оральный тип «Сиротка»
Одинокий и страдающий участник группы, но при этом пассивный — ничего не предпринимает для того,
чтобы что-то изменить. Намекает на одиночество и страдание своим видом, но ничего прямо не говорит и не запрашивает. У кого-то это вызывает жалость, у кого-то раздражение (из-за чувства вины или восприятия такой стратегии поведения, как скрытой манипуляции).
Как образовался тип Сиротка: Ощущает себя брошенным ребенком, не умеет о себе заботиться и не считает себя вправе запрашивать заботу у других. Например, в детстве родители были заняты, болели, и ребенок ощутил символическое сиротство или воспринимал себя как обузу. Нехватка внимания и заботы в детстве приводит к неумению заботиться о себе во взрослости. В поведении Сиротки неуклюжи, беспомощны, мало приспособлены к встрече с трудностями. Нуждаются в заботе, запрашивают ее намеками, косвенно, а не прямо. Пример: Девочка со спичками.
Как вести себя ведущему с участником типа «Сиротка». Ведущему важно побудить Сиротку к осознанию своих желаний и активной позиции — запрашиванию помощи, заботы. «Я вижу такие-то проявления. Что с тобой происходит? Что ты хочешь? Что можешь сделать для того, чтобы что-то
изменить?»
Важно! не становиться для Сиротки родителем и следить, чтобы родителем для нее не стал кто-то из группы. Если это происходит, легализовать. Появление символического родителя мешает взрослению Сиротки; важно, чтобы Сиротка научилась сама о себе заботиться или прямо запрашивать помощь из взрослой позиции.
Оральный тип «Деточка»
Участник, который ждет заботы от окружающих, перекладывает ответственность за свое состояние на других, особенно на ведущего, как на символического родителя. И если окружающие не входят в роль опекающего родителя, реагирует обидой и гневом. Например, говорит: «Что-то дует», и если никто не бросился закрывать окно — выражает недовольство.
Как образовался тип «Деточка». В детстве о ней (или о нем, эта роль может быть и мужской) заботились хорошо, но мало или гиперопекали, поощряя инфантильную позицию. Чувствует, что имеет право на защиту, заботу и внимание. Не умеет и не хочет заботиться о себе сама, требует заботы от окружающих. Потребительская позиция по отношению к другим людям. Выстраивает объектные отношения: «Другие люди нужны, чтобы обеспечивать мои потребности». Пример: Маша из «Маша и Медведь«.
Как вести себя ведущему с участником типа «Деточка».
Важно НЕ поддерживать детскую позицию Деточки и следить за тем, чтобы ее не поддерживали другие. Вскрывать, что происходит, и поощрять взрослую позицию: «Кто ответственен за тебя
и за твое состояние? Да, ты сам», «Ты можешь об этом просить, но не требовать», «Это не является долженствованием по отношению к тебе, а может быть проявлением заботы», «Важно, чтобы ты напрямую запрашивал(а] помощь». Объяснять Деточке разницу между взрослой и детской позицией;
важность проявления благодарности по отношению к ведущему и группе, как часть взрослой позиции.
Роли Сиротки и Деточки помогают проявиться ролям Мамочки (Папочки), Феечки, Спасателя и других участников, так как они комплементарны. И это дает шанс обеим сторонам осознать свои роли.
Оральный тип «Мамочка («Папочка»)
Участники, гиперопекающие всех остальных членов группы, а иногда еще и ведущего. Они проявляют чрезмерную заботу, без запроса, и обижаются, если это не ценят, отказываются. Строят отношения сверху вниз, дают советы, учат жизни. Представители этой роли легко начинают чувствовать вину, в том числе брать на себя чужую вину: им кажется, что они ответственны за других, как родитель ответственен за ребенка. Например, если другой участник пожалуется, что ему холодно, Мамочка или Папочка начинают извиняться, что не догадались закрыть окно.
Как образовался тип «Мамочка». В детстве недостаточно заботились, потребности не были удовлетворены, поэтому компенсаторно инвестирует свои неудовлетворенные потребности в окружающих и заботится о них. Старается быть «идеальным родителем» для других, но стиль родительства гиперопекающий и контролирующий. Пример: мама из сериала «Ликвидация«.
Как вести себя ведущему с участником типа «Мамочка» и «Папочка».
Ведущему важно донести до их осознания, что они делают, чем их роль плоха для окружающих — Родители инфантилизируют других, ставя в детскую позицию. Нужно помочь им осознать компенсаторный механизм, который является истинной мотивацией их поступков — скрытое желание, чтобы заботились о них самих.
Мамочка и Папочка нарушают чужие границы, пускай из лучших побуждений: нужно напоминать им о соблюдении правил, учить чувствовать и уважать чужие границы. Не делать за других то, что те могут сделать сами.
Оральный тип «Фея Крестная»
Всем помогает, но не в мелочах (передать горячий чайник), а в важных и значимых вопросах (учит жизни, дает советы). Любит изъясняться Ты-высказываниями, интерпретировать и ставить штампы, принимать решение за другого. При этом не хочет присваивать себе проекции. Нередко считает, что обладает развитой интуицией, экстрасенсорными способностями и т.д. Отрицает свои ошибки, несбывшиеся прогнозы и оправдывает их внешними обстоятельствами. Сделав «доброе дело», даст об этом знать, ждет признания.
Как образовался тип Фея. Есть ощущение «всемогущества» как следствие инфантильного эгоцентризма. Находится в слиянии с «крестными детьми» (о которых заботится] и приписывает себе их успехи (использует в качестве нарциссического расширения). Поддерживает идеализацию в свой адрес. Есть элементы нарциссизма: если Мамочке достаточно просто видеть, что ее «дети» счастливы, то Феечке нужны благодарность, восхищение и признание. Пример: мама принца Шарма из Шрэк-2.
Как вести себя ведущему с участником типа «Крестная Фея»
На группе нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы Феечка (Крестная Фея) использовала Я-высказывания и не занималась «волшебным спасением» других членов группы. Нередко она делает это в перерывах, когда ведущего нет рядом, и здесь можно прибегнуть к следующему
приему: во время группы поднять тему соблюдения правил не только во время перерывов. Объяснить, как важно соблюдать правила здоровой коммуникации и уважения границ во все моменты, в том числе во время чаепития и т.д. И разделить ответственность за соблюдение правил с группой: кто как соблюдает правила во время перерыва и в повседневной жизни?
Поговорить о вреде Ты-высказываний, советов без запроса, интроектов, штампов. Тогда выше вероятность, что не только Феечка (Крестная Фея) будет следить за своим поведением, но и группа начнет давать ей обратную связь, отстаивать свои границы.
Оральный тип «Спасатель».
Заботится о других, а не о себе, при этом приносит свои интересы в жертву. В отличие от Мамочки (Папочки), проявляющих заботу в мелочах и в быту; в отличие от Феечки (Феи Крестной), дающей советы о жизни, Спасатель включается в происходящее, когда возникают сложные, яркие ситуации: другой участник плачет, жалуется на несправедливость, рассказывает трагическую историю из своей жизни. Спасатель помогает выражено несчастным, показывающим свое страдание, и обычно показывающим страдание достаточно демонстративно. Помогает, не дожидаясь просьбы о помощи.
Как образовался тип «Спасатель»: Эта сценарная роль чаще порождается не травмой развития, а тем, что в прошлом произошла неожиданная сильная депривация потребностей (в безопасности, заботе), ощущающаяся как серьезная опасность (например, ребенок заболел и был госпитализирован, на время разлучен с родителями). Пример: Кларисса из Молчания ягнят.
Как вести себя ведущему с участником типа «Спасатель»
Ведущему нужно останавливать Спасателя. И понимать, что Спасатель, которому не дали «оказать помощь», легко превращается в Агрессора. Поэтому нужно объяснять, чем плохо спасательство: компенсаторный механизм, поддержание позиции Жертвы, снятие ответственности с Жертвы и поддержание пассивной позиции. И осознание истинной мотивации, компенсаторного механизма. Важно, чтобы Спасатель переключил внимание на себя, начал «спасать» себя — собственную часть, обычно детскую, нуждающуюся в спасении.
Мазохистический тип «Жертва».
Жертва не умеет себя защищать, группа это считывает и начинает обижать, таким путем безнаказанно сбрасывая заряд напряжения и агрессии. Жертву на группе легко распознать — ее постоянно обижают, нарушают границы. Она может пожаловаться ведущему в перерывах или молчит, теряется. В любом случае, напрямую обидчикам отпор не дает.
Как образовался тип. Типичная роль мазохистической структуры характера. Сильные запреты на гнев, на обозначение своих границ, самозащиту. Жертва становится жертвой не потому, что ей это нравится, а потому что не знает, как не быть жертвой: не умеет, не считает возможным себя защищать. Кстати, потом Жертва может обнаружить вторичные выгоды от своего положения.
Нарушен контакт с собственной силой, Жертва воспринимает себя беспомощной и слабой. Ждет защиты от окружающих (появления символической защищающей родительской фигуры), поэтому любит жаловаться. Жалобы для жертвы — просьба о защите в косвенной форме (напрямую запрашивать защиту не умеет). Проблема Жертвы больше даже не в том, что она не умеет себя защищать, а в том, что не чувствует право на это: границы ребенка нарушали и запрещали себя защищать. Окружающие чувствуют, что Жертва не даст отпор, и обижают как легкую добычу. Пример: Лена Бессольцева из «Чучело«.
Как вести себя ведущему с участником типа «Жертва»
Ведущему необходимо провести работу и с Жертвой, и с группой. Жертву учить самостоятельно себя защищать: «Да, твои границы нарушили. А что ты сделал(а), чтобы их отстоять, защитить себя?» Поддерживать право себя защищать: «Да, ты можешь и тебе нужно себя защищать». А группе напоминать о правилах, об уважении чужих границ; довести до осознания, зачем им нужно обижать Жертву, — чаще всего для того, чтобы сбросить внутренний заряд агрессии и/или почувствовать свою силу.
Мазохистический тип «Козёл отпущения».
Его обижают гораздо сильнее, чем обычную Жертву.
Как образовался тип «Козел отпущения». Жертва в крайней, самой опасной форме. Роль Козла отпущения появляется в самых дисфункциональных системах, будь то малая, средняя или большая социальная группа (семья, рабочий коллектив, страна). Эта роль — «громоотвод», она снимает напряжение в системе, так как на Козла отпущения направляется вся агрессия, перекладывается ответственность за все несчастья. Козел отпущения не просто не умеет себя защищать, как и Жертва.
Ситуация хуже: если Жертва возмущена несправедливостью, Козел отпущения соглашается с агрессором, считает, что он плохой и заслуживает такого обращения. Пример: Бабочка из К-11.
Как вести себя ведущему с участником типа «Козёл отпущения»
Если Жертва еще способна сама себя защитить, если получит на это право, то Козлу отпущения себя защитить трудно, и на первых порах это должен делать ведущий. Если возникает роль Козла отпущения, нужно проявить директивность: четко и жестко следить за правилами и здоровой коммуникацией. Как прием, ведущий может посадить Козла отпущения рядом с собой, тем самым показывая, что он находится под защитой «вожака».
И говорить с группой о том, что происходит: почему появление роли Козла отпущения — признак напряжения в группе; как можно здоровым образом сбрасывать напряжение. Понять участникам осознать собственный механизм замещения: когда есть злость на один объект, но она направляется на другой.
Мазохистический тип «Циник».
Обесценивает происходящее, проявляет не прямое, а пассивно-агрессивное поведение (шуточки, насмешки, демонстративные вздохи, красноречивая мимика). Нередко за спиной ведущего. Часто Циник пытается стать «королем курилки» — кулуарно оценивает и обесценивает все происходящее.
Участники группы начинают его опасаться, им становится небезопасно, уровень доверия снижается. А кто-то присоединяется к его нездоровой динамике и начинает смотреть на происходящее его глазами. По сути, циник — саботажник.
Как образовался тип «Циник». В детстве у Циника сформировались запреты на прямую экспрессию гнева, поэтому он выражает гнев косвенно, через иронию и сарказм. В детстве ребенок сталкивался с обесцениванием по отношению к нему: его не уважали, подшучивали. Потом он начинает так же поступать с окружающими. В семейной системе в целом могли быть проблемы с уважением и прямой экспрессией агрессии. Либо таким было отношение именно к ребенку — пассивно-агрессивным (например, от обоих родителей — ребенок оказался нежеланным или от одного из родителей, который переносил на ребенка гнев, адресованный партнеру). Пассивно-агрессивное поведение во взрослости стало компенсацией нанесенного ребенку ущерба.
Неправильно пройдена стадия идеализации (3-4 года, потом 11-13 лет): ребенок столкнулся с обесцениванием, с разочарованием по отношению к родительским фигурам, а выразить свой гнев напрямую не смог. Запрет на прямое предъявление гнева родителям сформировал пассивно-агрессивное поведение. Пример: Грю из «Гадкий Я».
Как вести себя ведущему с участником типа «Циник»
Нужно распознавать и вскрывать происходящее: в прямой коммуникации прямо на группе начинать говорить о том, что происходит. Называть факты, свидетельствующие об обесценивании со стороны Циника. Циник боится прямой конфронтации и в прямой коммуникации начинает снимать с себя ответственность и все отрицать или минимизировать, смягчать: «Я просто пошутил», «Это я просто так, ничего не имел в виду», «Но это же просто шутка». Нужно не дать ему снять с себя ответственность: «Что побудило тебя так пошутить?», «Какую реакцию ты ждешь от окружающих?», «Какие для группы последствия твоих действий?» И подключать группу как ресурс: «Что с вами происходит, когда вы слышите, что кто-то из участников шепотом комментирует все происходящее?»
Мазохистический тип «Шут».
Эта роль достаточно безопасная для своего хозяина. Как и при королевских дворах, Шута любят и берегут, с ним веселее и он помогает снимать напряжение. Однако в действительности эта роль не полезна ни Шуту, ни группе: она мешает осознавать происходящее, контейнировать напряжение и понимать, что за ним.
Как образовался тип. Еще одна компенсаторная разновидность мазохистического типа: выражает агрессию через засмеивание, превращает конфликт в шутку. Проблема Шута в том, что его перестают воспринимать всерьез, и ему не с кем поделиться серьезными переживаниями. Имея множество поверхностных связей, Шут нередко страдает от одиночества и вынужденности постоянно носить маску. Сценарную роль Шута можно сравнить с клоуном, который веселит на манеже публику, а потом за кулисами плачет в одиночку. Необходимость «держать фасад» весельчака приводит к депрессии, внутренним страданиям. Пример: герой Михаила Ефремова в «Двенадцать«.
Как вести себя ведущему с участником типа «Шут» : Шута легко распознать, он очевиден, в отличие от скрывающегося Циника. И можно начать обсуждение: что происходит, когда Шут шутит? что при этом происходит с ним и с другими участниками? как каждый обходится с напряжением? по каким каналам сбрасывает?
Мазохистический тип «Кликуша».
Делает негативные прогнозы, запугивает, обесценивает, разносит плохие новости, нагнетает атмосферу — в соответствии с названием роли, кликушествует. Причем делает это не прямо, а косвенно: бросает свои реплики в никуда, а не адресно. Напоминает Циника своей неочевидностью, скрытностью, косвенными, а не прямыми проявлениями. Как и Циник, любит разглагольствовать кулуарно, «в курилке».
Как образовался тип Кликуша. Сценарная роль Кликуши формируется вокруг большого заряда подавленной агрессии. Имея в прошлом конкретную причину, агрессия стала генерализованной, направленной на мир в целом. Предрекая несчастья, Кликуша проявляет деструктивное желание разрушения, сама того не понимая. За негативными прогнозами скрыто пожелание несчастья: так проявляется агрессия, адресованная объектам из прошлого. Кликуша опасна тем, что говорит убедительно, программирует на негатив. Нередко умна и может убедительно аргументировать свою точку зрения: почему уже завтра будет конец света и т.д.
Как вести себя ведущему с участником типа «Кликуша»
Увидев косвенные проявления, ведущий не должен оставлять их без внимания: потянув за
торчащую ниточку, разматываем клубок. «Что ты сейчас делаешь? С какой целью? Какую реакцию ждешь от окружающих?» Как и Циник, Кликуша начинает снимать с себя ответственность: «Я просто так», «Я ничего не имел(а) в виду», «Вы меня не так поняли». Или уходит в защитные обвинения: «Вы ко мне придираетесь!» И надо возвращать ответственность: «Факт в том, что ты сказал(а) такие слова. С какой целью? Какие последствия, как ты думаешь?» И подключать группу: «Что с вами происходит, когда вы слышите такие слова?»
Психопатический тип «Мачо»
Привлекает к себе внимание, хвастается, вступает в конкурентные отношения за власть и успешность с другими участниками и с ведущим. Поведение достаточно демонстративное, доказывающее успех и превосходство.
Как образовался тип. Гипермаскулинная модель поведения (вне зависимости от пола, так как бывают и женщины-мачо). Ощущает свою полноценность через доминирование, ощущение своего превосходства, контроль. Поведение активно соблазняющее, гиперсексуальное, но это обложка — сексуальность для Мачо важна не сама по себе, а как средство самоутверждения, достижения власти над партнером и подтверждения своей ценности. Важнее ощущение завоевания, обладания объектом, а не реальный половой акт.
Как вести себя ведущему с участником типа «Мачо»
Важно не вступить с Мачо в ответную конкуренцию, а легализовать происходящее: «Вы вступаете со мной в конкурентные отношения?», «Что вы сейчас делаете?» Помочь ему осознать свою потребность в признании и запрашивать его напрямую. «Что ты на самом деле хочешь, когда делаешь то-то и говоришь такие-то слова?» Конечно, будет полезно, если группа выступит в роли зеркала и даст Мачо
обратную связь.
Психопатический тип «Герой»
Обычно выступает в роли помощника ведущего, «старосты». Помогает всем, старается быть лидером в группе, своего рода «старшим сиблингом». Для него важно выделиться и быть лидером, но с ведущим он чаще не конкурирует, а ждет от него одобрения, как от родительской фигуры.
Как образовался тип. В детстве Героя хвалили только за «подвиги»: давали любовь за конкретные достижения (оценки, помощь по хозяйству и т. д.). Ему не хватило безусловной любви от окружающих, и это заложило проблему с самопринятием. Теперь чтобы чувствовать себя полноценным, он должен постоянно получать от окружающих признание: не может дать себе признание сам, поэтому нуждается в аудитории. От Спасателя отличается демонстративностью «подвигов»: Спасатель доволен самим фактом того, что спас, а Герою нужна «медаль» — внешнее признание. Герою свойственен перфекционизм. Он редко доволен собой, а внешнее признание дает облегчение лишь на время, потом нужен следующий «подвиг».
Перед ним стоит опасность сосредоточиться на форме, а не на содержании (опасность поверхностности]. Тяжело переживает неудачи, легко подвержен вине и стыду.
Как вести себя ведущему с участником типа «Герой»
Герой постоянно пытается заслужить внимание и одобрение ведущего и группы; важно помочь ему понять это и почувствовать, что он и так важный член группы. Что ему не нужны «подвиги», чтобы получить любовь, принятие и поддержку, одобрение. «Ты — ценный сам по себе», — такое послание важно давать. И учить его самому чувствовать собственную ценность.
Психопатический тип «Антигерой»
Как и Герой, стремится к лидерству, но вот с ведущим строит отношения конкурентные, с противостоянием, проецируя на него родительскую фигуру, на которую обижается, мстит, соперничает. В глубине души хочет внимания и признания, вот только пытается получить их через негатив, бунт.
Как образовался тип. Антигерой так же демонстративен, харизматичен, привлекает внимание, но только негативным путем. В детстве на него обращали внимание только в ответ на негативные проявления (двойки, хулиганство).
Поэтому «плохое поведение» закрепляется, может дойти до девиантного: ребенку ведь нужно внимание, пусть даже любой ценой. Обычно Антигерой — следствие неудавшейся роли Героя. Сперва Антигерой пытается быть Героем, ждет признания и позитивного внимания, но не получает: пятерки воспринимаются как должное, а вот двойки вызывают бурю. Тогда ребенок становится Антигероем, он обижен на весь мир и мстит. Поэтому может быть деструктивным и садистичным.
Как вести себя ведущему с участником типа «Антигерой»
Антигерой начинает работать против терапевтического процесса и ведущего, может быть опасен для эффективности групповой работы, если пустить этот процесс на самотек. Поэтому с Антигероем надо работать сразу же. Его достаточно легко заметить — он открыто не соглашается с ведущим, бунтует, проявляет подростковое протестное поведение. Важно поставить вопрос ребром: принимает он правила или нет? Если «нет», он исключается из группы; если «да», он ответственен за их выполнение. Далее нужно помочь ему осознать, что и почему он делает: нередко Антигерой считает себя Робин Гудом, борцом с несправедливостью (бунт против родительских фигур, задающих правила). Но в действительности он является саботажником и диверсантом, его бунт не помогает групповым процессам, а вредит; нужно вернуть ему это, а также ответственность за последствия такого поведения. И помочь понять, что на самом деле он хочет признания и внимания.
Антигерой — пример подросткового поведения. Подросток протестует против родителей и правил взрослого мира, но при этом отчаянно нуждется в поддержке. Так что стратегически нужно, с одной стороны, поддерживать Антигероя личностно, а с другой, не поддерживать его нездоровые формы
поведения и не позволять нарушать правила. Например: «Ты можешь не соглашаться и злиться, но ты не можешь кричать и ругаться». (Пример работы с антигероем — эпизод из Доктора Хауса, 6 сезон, 1 серия, где Хаус оказался в психиатрической лечебнице и выбрал роль антигероя в группе).
Психопатический тип «Тиран»
Тиран на терапевтических группах стремится к лидерству, конкурирует. Но если Мачо и Антигерой конкурируют больше с другими участниками группы, то для Тирана важна конкуренция именно с ведущим — «верховной властью». Разными средствами Тиран пытается пошатнуть авторитет и власть ведущего: кулуарно, и в прямом противостоянии.
Как образовался тип. За ролью Тирана стоит огромное количество страха, ощущение небезопасности мира. В детстве такого ребенка было много небезопасности, и тогда возникла компенсация в виде контроля и власти: «Я сам буду все контролировать и регулировать». Чем большую властность проявляет Тиран, тем о большей внутренней агрессии можно говорить.
Нередко в детстве рядом присутствовала авторитетная фигура, поведение которой Тиран повторяет. Чаще всего, авторитарный отец и слабая мать; можно сказать, что «титул Тирана передается по наследству». Пример: Дракон из сказки «Убить Дракона«.
Как вести себя ведущему с участником типа «Тиран».
Как и с Антигероем, надо поставить прямой вопрос: готов Тиран соблюдать правила группы или нет. Если «нет», он исключается. Если «да», тогда стратегически работаем следующим образом. Помогаем Тирану осознать, зачем ему на самом деле нужна власть — за ней стоит контроль, а за контролем — небезопасность. Важно, чтобы Тиран понял, какие психологические механизмы стоят за его поведением, и мог регулировать свое состояние и поведение.
Также важно, чтобы Тиран осознал тот заряд агрессии на родительскую фигуру, которая у него есть (обычно эта проекция негативной родительской фигуры направляется на ведущего и другие авторитеты), что сам он теперь ведет себя так, как негативная родительская фигура из его детства. Чтобы он понял свой сценарий и видел его проявление.
Иногда ведущему бывает важно в прямой коммуникации с Тираном перед всей группой обозначить свой авторитет: «Ведущий группы — я». При этом важно сохранять уважение к Тирану и здоровую коммуникацию, ведь Тиран провоцирует ведущего к личному конфликту.
Психопатический тип «Пороховая бочка»
Склонна нарушать правила группы через нездоровые формы выражения агрессии. Так и норовит взорваться, с трудом контейнирует агрессию, быстро и легко переходит к отреагированию.
Чаще не хочет, чем не может себя сдерживаться. Может искренне считать, что не способна себя контролировать. На самом деле она позволяет себе быть агрессивной.
Как образовался тип «Пороховая бочка».
Никогда не нападает первая: в детстве сформировался запрет на нападение, агрессия ребенку разрешалась, но только при самообороне.
Поэтому Пороховая бочка провоцирует конфликты, чтобы иметь повод проявить агрессию: «Он первый начал!» Обороняется Пороховая бочка чрезмерно, несоразмерно нападению.
Как вести себя ведущему с участником типа «Пороховая бочка»
Правила надо четко обозначить, и если Пороховая бочка их нарушает, должны быть последствия, вплоть до исключения из группы. И такое исключение из группы будет терапевтическим: оно учит соблюдению правил, принятию последствий за свое поведение.
Важно, чтобы Пороховая бочка говорила про свои чувства и использовала Я-высказывания, так как имеет склонность к Ты-высказываниям и перекладыванию ответственности: «Это вы меня довели!» Нужно донести до такого участника, что внешние воздействия не могут быть оправданием
собственного неконструктивного поведения. Возвращать ответственность за саморегуляцию: «Вы должны сами уметь регулировать свое состояние», «Вы сами отвечаете за себя и свое поведение», «Если вы хотите присутствовать на группе, вы должны соблюдать правила».
Истерический тип «Звезда»
Закрывается, держит дистанцию, даже в перерывах во время неформального общения участников. Может подпустить к себе только «свиту», т. е. тех, кто признает ее превосходство и будет восхищаться (обычно это участники с низкой самооценкой, нуждающиеся в идеализации). Но «свиту» Звезда все равно подпускает только на определенное расстояние, близкие сердечные контакты не устанавливает ни с кем.
Звезда стремится быть совершенной, выглядеть и вести себя безупречно, не показывать слабости. Держит «маску», поведение искусственное, не хватает естественности.
Как образовался тип. Нуждается в идеализации (чтобы ее идеализировали). Видит себя восхищенными глазами других и таким образом поддерживает самооценку. Выстраивает дистантные отношения, так как боится в близких отношениях разочаровать: «Если узнают, что я не так хорош, каким кажусь, то разлюбят». Фасад Звезды — успешность, уверенность в себе, но за этим великолепием скрывается низкая самооценка.
В семье от Звезды требовали успешности, достижений — тот самый «красивый фасад». Родители Звезды обычно нарциссичны и воспринимают ребенка как нарциссическое расширение (в этом случае родитель самоутверждается через успехи ребенка). При этом в воспитании присутствовала амбивалентность: на людях Звезду хвалили, хвастались ее достижениями, а вот дома ребенка критиковали в воспитательных целях. Поэтому у Звезды двойственный образ себя: прекрасная и ужасная одновременно. Это порождает страх близких отношений: «Если меня узнают ближе, то разочаруются и отвергнут». Боится показать несовершенство, ограничивает себя даже в простых человеческих проявлениях: старается казаться идеальной. Звезда нарциссична, но в глубине души ранима. Пример: Миранда Пристли из Дьявол носит Прада.
Как вести себя ведущему с участником типа «Звезда»
Полезно поднять на группе тему «масок», зачем они нужны, поговорить о страхе показать себя настоящего и быть отвергнутым. Лучше для начала просто задать такую тему, не адресуя конкретные вопросы и комментарии Звезде. По отношению к Звезде нужны мягкие и осторожные интервенции, постепенность; если поторопиться, то защиты лишь усилятся, Звезда увеличит дистанцию, сильнее закроется. Постепенно ведущий адресует послания, дающие принятие и безоценочность; такая
мягкая стратегия позволяет Звезде ослабить защиты, постепенно показать себя.
Истерический тип «Принц» («Принцесса»)
Поведение достаточно капризное и требовательное, немного напоминает Деточку: есть ожидания по отношению к окружающим, а если они не оправдываются, Принц (Принцесса) разочаровывается и злится.
Как образовался тип «Принц» или «Принцесса».
Любимец в семье, часто единственный или долгожданный ребенок. Возможно, похож на родителя или на любимого родственника. Или окружен повышенным вниманием в силу социального положения родителей (дети «звезд», политиков, миллионеров).
Сценарную роль Принца (Принцессы) формирует чрезмерная родительская любовь (или чрезмерная любовь окружения в целом), будь то орально-компенсаторная (самого родителя недолюбили в детстве) или нарциссическая (ребенок играет роль нарциссического расширения).
С детства Принц (Принцесса) окружен(а) повышенным вниманием и любовью, привыкает к ним и во взрослости сохраняет детский эгоцентризм. Результат: завышенная самооценка, переоценивание своих возможностей, пассивная жизненная позиция. Не хватает активности в достижении целей,
усилий: в детстве давали «готовое», гиперопекали. Пример. Китти Фейн, героиня романа Сомерсета Моэма «Узорный покров».
Как вести себя ведущему с участником типа «Принцесса»
У «Принца» выражена пассивность в сочетании с высокими ожиданиями результата, поэтому важно возвращать Принцу (Принцессе) ответственность за собственную активную позицию: «Что сделали вы сами, чтобы был желаемый результат?», «От кого вы ждали заботу и почему, на основании чего?»
Важно, чтобы Принц (Принцесса) осознали свои ожидания и их реалистичность/нереалистичность. И брал(а) на себя ответственность за их реализацию. «А что ты можешь сделать сам(а)?
Истерический тип «Хороший мальчик» («Хорошая девочка»)
Подчеркнуто правильно себя ведет, соблюдает все правила, старается угождать остальным, понравиться. Берет на себя общественную работу: наводит порядок после чаепития в перерывах и т. д. Есть трудности с проявлением агрессии и других, так называемых негативных чувств, всегда старается «быть на позитиве».
Проецирует на ведущего родительскую фигуру, одобрения которой ищет, бессознательно постоянно запрашивает похвалу. То есть делает все с оглядкой на ведущего: как он оценит.
Как образовался тип.
В основе формирования роли лежит нехватка безусловной любви в детстве. Одобрение получала лишь определенная модель поведения ребенка: хорошесть, послушность. Родители инфантилизирующие, не дающие ребенку взрослеть: не поддерживают взросление, пытаются задержать ребенка в детской позиции.
Во взрослости Хороший мальчик (девочка) сохраняет инфантильность, старается всем угодить и понравиться, заслужить любовь. Ищет авторитетные фигуры, проецирует на окружающих родительский образ и, угождая, пытается добиться «родительской» любви. Критичен к себе.
Перфекционист, постоянно собой недоволен. Испытывает трудности с тем, чтобы присвоить себе свои успехи: в детстве получал мало одобрения и не научился одобрять себя.
Хороший мальчик (девочка) настолько пытается быть правильным, что отчуждает собственную Тень и не видит Тень (плохое) в окружающих. Пример: Мелани из Унесенных ветром.
Как вести себя ведущему с участником типа «Хорошая девочка»
Поддерживаем взрослую позицию Хорошего мальчика (девочки], возможность самому себя одобрять и формировать мнение о себе и своих поступках. Не делегировать функцию оценивания другим, относиться к себе с принятием и любовью. Когда видим проявления аутоагрессии и неконструктивной самокритики, то обращаем на это внимание и останавливаем.
Участнику с такой ролью особенно важно давать послания с безусловным принятием, неоценочные. Донести до него, что он может быть принят просто так, принятие не надо заслуживать. И помогаем ему установить контакт с собственной Тенью, например, осознавать и проявлять свою агрессию, просто в здоровых формах. В противном случае Хороший мальчик (девочка) будет постоянно проецировать
свою Тень на других.
Истерический тип «Актер» («Актриса»)
Работает на публику — постоянно следит за тем, какое впечатление производит, старается понравиться и подстроиться под собеседника. Не проявляет инициативы, не высказывает оригинальных идей, а подхватывает чужие идеи и инициативы. Быстро меняет свое мнение в зависимости от обстоятельств. Поведение Актера (Актрисы) несколько искусственно, иногда он(а) переигрывает: реакции слишком яркие, бурные.
Как образовался тип.
В семье не хватало прямой коммуникации, и ребенку нельзя было открыто говорить о своих желаниях, чувствах, заявлять свои цели. Вот и во взрослости Актер (Актриса) заявляет о своих желаниях не напрямую, а намеками.
Поведение родителей было непредсказуемым, противоречивым. Ребенку постоянно приходилось подстраиваться под родителя, он стал чувствительным, сензитивным и адаптивным. Поэтому Актер (Актриса) быстро меняет свою модель поведения, подстраивается под людей и ситуации, но
теряет себя. Идентифицируется со своими масками: «Если я что-то изображаю, то я этому тождественен». Легко теряет себя, не знает, какой он на самом деле. Много поверхностных связей, ведет активный образ жизни, но лишь потому, что боится остаться наедине с собой (и встретиться с собой настоящим). Живет демонстративно для других, а не так, как в глубине души хотелось бы ему (ей). Пример: Джулия Ламберт из Театр.
Как вести себя ведущему с участником типа «Актриса»
В целом для группы это не опасная роль, она не сильно мешает общему групповому процессу. Но сам(а) Актер (Актриса) нуждается в помощи: ведущему нужно помочь ему (ей) снять «маску», проявлять естественность.
Как это делать? Задавать вопросы о том, что на самом деле происходит с его (ее) чувствами, состоянием, что на самом деле он (она) думает. Подчеркивать, что его (ее) действительно это интересует, и вы не ждете никаких определенных реакций — он(а) может быть собой.
Полезно начинать общий круг с Актера (Актрисы), чтобы он(а) успел(а)высказать свое мнение и чувства до других, не подстраиваясь под них.
Истерический тип «Соблазнитель»
Осознанно или нет, но ведет себя соблазняюще. Флиртует, использует сексуальность как манипуляцию явно или скрыто. В итоге на группе запускаются определенные динамики: флирт и соблазнение, конкуренция.
Как образовался тип.
Генитальный тип, перезаряженный: в семье были инцестуозные отношения (психологический инцест, скрыто сексуализированное поведение) или даже явный инцест. Сексуальность ребенка использовалась родителями, чаще всего как компенсация собственной нереализованности (например, мать-одиночка брала в постель сына или отец, недовольный отношениями с женой, сделал символической супругой свою дочь). В отношениях с родителями не хватало сердечности, и Соблазнитель (Соблазнительница) становится интимофобом.
Соблазнитель (Соблазнительница) идентифицирован(а) с собственной сексуальностью: ощущение своей человеческой ценности сводится к ощущению своей ценности как мужчины (женщины). Поэтому нужно постоянное внешнее признание своей сексуальности: «Если на мое соблазнение откликнулись — я ценный (ценная)».
Нередко соблазнение — бессознательный механизм. И Соблазнитель (Соблазнительница) искренне может отрицать, игнорировать собственные сексуальные соблазняющие проявления и удивляться вызванному отклику. Пример: Казанова из Казанова Феллини.
Как вести себя ведущему с участником типа «Соблазнитель»
Обязательно нужно легализовать, что происходит, помочь Соблазнителю (Соблазнительнице) понять, что он(а) делает и почему; и помочь группе увидеть это и осознать собственные запускающие реакции и процессы.
Напомнить о правиле — запрет на любовные и сексуальные отношения между участниками.