Из книги Андрея Ермошина «Вещи в теле. Психотерапевтический метод работы с ощущениями«.
Каждому психотерапевту и практикующему психологу хорошо известны свидетельства пациентов об ощущениях в теле. Нет более или менее заметного переживания, которое не сопровождалось бы жжением груди, или болью в голове, или сжатием в животе.
Отношения школ к телесным ощущениям клиента.
В классической медицине ощущения принимаются к сведению для уточнения диагноза и слежения за динамикой.
Клиническая психотерапия называет их вегетативным аккомпанементом переживаний.
В психоанализе они служат материалом для толкования и построения конструкций, через соматические симптомы «тело сообщает о доминирующей в бессознательном идее», предметом розысков является мысль, лежащая в основе формирования симптома.
В контексте работы юнгианцев тоже могут возникать ситуации, при которых пациенты свидетельствуют о телесных ощущениях в процессе переживания тех или иных архетипических сцен. Но эти ощущения редко попадают в фокус внимания. Большее значение придается смысловой проработке символов.
Гештальт-терапия больше обращает внимание на телесные ощущения – для установления контакта с ними, выяснения их «адресата», если таковой есть, и завершения связанного с ними незаконченного дела.
Психосинтез не исключает обращения к частям тела, чтобы установить взаимовыгодный контакт между ними. При этом сердце, мозг, желудок, уши, персонифицированные как субличности, могут выяснять свои отношения, однако этот процесс не имеет характера непосредственной работы с ощущениями.
Райхианская телесно-ориентированная психотерапия придает существенное значение анализированию «колец» напряжений на уровне глаз, рта, шеи, груди, живота, таза, образующих «защитный панцирь» организма, задерживающий свободное течение «биоэнергии», и считает своей важной задачей отработку «мышечной брони». Однако этот подход работает преимущественно с поверхностью тела.
Эриксоновские гипнотерапевты используют описания телесных ощущений для создания фона достоверности в процессе «мягкого наведения транса». Телесные ощущения в этой традиции весьма высоко ценятся за их убедительность. С их помощью гипнотерапевты нередко получают от клиентов кредит доверия, который человек склонен давать тому, кто правильно описал хотя бы три компонента его телесных переживаний. Эриксоновский гипнотизер описывает то, что человек ощущает телом, но… думает о другом.
Вот как характеризуются телесные ощущения с точки зрения нейро-лингвистического программирования: «Оценочные мета-ощущения по поводу других восприятий или представлений, также называемые эмоциями, чувствами или висцеральной кинестетикой, которые представлены в области груди и/или живота или по средней линии тела. Эти чувства не являются непосредственными ощущениями/восприятиями, но представлениями, производными от других ощущений/восприятий» [2] . «Другие ощущения/восприятия» – то есть визуальные, аудиальные и кинестетические – являются в НЛП основным предметом внимания.
Онтопсихология Менегетти придает большое значение познанию врачом собственных телесных ощущений в процессе общения с пациентом и исследования «семантического поля». Но и здесь обращение к ощущениям носит служебный характер.
Процессуально-ориентированная психотерапия А. Минделла прикасается к ощущениям в ходе работы с «каналами восприятия».
Известно немало сообщений о телесных сенсациях в процессе сеансов голотропного дыхания по методологии Ст. Грофа.
Отечественный метод биоэнергосистемотерапии (БЭСТ), разработанный Е.И. Зуевым (С.-Петербург), как никакая другая манера работы, показывает способность человека передавать оператору (человеку, работающему в этой системе) оттенки телесных ощущений. Своеобразие БЭСТ заключается в том, что в процессе как бы массажной, но явно выходящей за рамки механического взаимодействия оператора с пациентом работы (которую, скорее, надо было бы назвать работой по движению ощущений в теле) задаются «странные» вопросы: о консистенции движущихся в организме «ощущений», о цвете внутреннего пространства и других характеристиках «схемы тела». Пациент, например, сообщает, что голова наполняется в процессе выполнения манипуляции. «Чем?» – спрашивает оператор. Пациент: «Воздухом (водой, молоком, смолой, свинцом и т. д.)». Захватывает БЭСТ-массажист складку над плечом. «Что я взял?» И слышит в ответ: «Птенчика».