Игры на всю жизнь (бытовые игры) |
Алкоголик
|
Роли: Алкоголик, Преследователь, Спасатель, Простак, Посредник. Жена может играть сразу три роли- спасает и лечит, терпит побои, наутро становится Преследователем, а потом уговаривает прекратить пить, играя роль Спасателя. В соответствии с анализом игр спиртное (вещество) доставляет удовольствие только опосредованно. Игра состоит из части «Посмотрим, поймаешь ли ты меня, сможешь ли меня остановить». Но главный бонус Алкоголика -похмелье, которое является психологической пыткой, цель которой — самобичевание. Игра –способ избегания контакта, сексуальной и других форм близости.
Как прекратить игру? В игру Алкоголик играют всерьез и бросить ее трудно. Один из выходов –жене прекратить играть роль Преследователя и прекратить спасать. В то же время, семейная система пытается сохранить себя, и известно, что когда жена, забрав детей, уходит от Алкоголика, эту роль начинает играть его мать или новый партнер. |
Игры на всю жизнь (бытовые игры) |
Должник
|
В США игра для многих становится сценарием жизни, ее целью. Молодые люди покупают дом в ипотеку и становятся на долгие годы должниками банка. Сопутствующие игры «Попробуй получи с меня» «Кредитор», «Попробуй не заплати мне».
Способ выйти из игры – платить сразу всю сумму, однако это по разным причинам нереально.
|
Игры на всю жизнь (бытовые игры) |
Попался, негодяй(Попался, сукин сын)
|
Герой нанимает водопроводчика, оговаривает с ним работы и стоимость. В процессе водопроводчик выполняет чуть больше и включает в смету дополнительную сумму. Герой приходит в ярость., которая и является целью данной игры. Водопроводчик играет в игру «Ну почему такое случается именно со мной».
Психологическая парадигама игры: «Я следил за тобой в надежде, что ты оплошаешь». – «На этот раз ты меня поймал» — «Да, и ты почувствуешь всю силу моей ярости». В такую игру часто играют ревнивые мужья своих жен, поощряющие флирт жены.
|
Игры на всю жизнь (бытовые игры) |
Вот что я из-за тебя наделал(а) |
Цель игры –оправдание своего поведения, уход от ответственности, жизненная позиция «Я ни в чем не виноват».
Игра часто перенимается детьми. Есть три степени игры:
|
Супружеские игры (игры в паре) |
Тупик |
Игра состоит в изворотливом отказе играть в игру, предложенную другим супругом. Жена предлагает мужу сходить в кино. Муж соглашается.
Жена, собираясь, намеренно или случайно говорит о том, что дом надо перекрасить. Муж рассержен, так как он ей говорил, что денег мало. Муж грубо отвечает жене. Жена говорит, что расстроена и в кино не пойдет. Муж идет в кино один или с детьми. Оба понимают, что каждому нужно свое: мужу – чтобы жена признала его тяжкий труд на благо семьи. Жене –чтобы ее приласкали и попросили не обижаться. Но оба не хотят подыгрывать друг другу.
Игра –способ избежать близости, так как кино часто источник сексуальной стимуляции.
|
Супружеские игры (игры в паре) |
Суд (Судебная камера) |
Игра для семейной психотерапии. Роли: Истец, Ответчик, Судья. Играют супруги и терапевт. Муж жалуется на то, что сделала жена. Жена начинает защищаться. Муж: Я рад, то вы смогли выслушать обе стороны, я хочу, чтобы все было честно. Основной элемент игры состоит в том, что муж грамогласно требует признать его правым, хотя в глубине души понимает, что не прав.
Как терапевту не играть в игру? Ввести правило «я говорения», не использования в разговоре третьего лица, тогда супруги начнут обращаться непосредственно друг к другу. Пара может переключиться на игру «Дорогая». В игру Суд часто играют дети –братья и сестры, аппелируя к родителям. Кто играет в игру? Мужской сценарий Большой и сильный папочка
|
Супружеские игры (игры в паре) |
Фригидная женщина |
Муж хочет близости от жены, она его отталкивает. После некоторых попыток она говорит ему «Все мужчины –скоты» и упрекает, что мужа интересует только секс. Муж отступает, потом снова совершает попытку, с тем же результатом. Муж покоряется судьбе, но тут жена начинает забывать полотенце, ходить полуодетой и даже флиртовать с другими. Муж поддается на провокацию и делает новую попытку. НО его снова отвергают. Жена снова начинает его провоцировать, муж держится, но после очередного поцелуя его природа берет свое. В самый критический момент жена кричит: Ну что я говорила. Мне нужна была твоя нежность, а ты думаешь только о сексе!
Как не играть в игру? Эта игра весьма опасна, и возможный антитезис –тоже. Заводить любовницу рискованно. Жена может прекратить играть в игру, но будет слишком поздно. А также с помощью адвоката сможет сыграть в игру Ну что, попался, негодяй уже в суде. Психологическая парадигма игры: «Посмотрим, сможешь ли ты меня соблазнить» -«Готов попробовать, если ты меня вовремя остановишь». Кто играет в игру? Архетип Матушка Хаббард
|
Супружеские игры (игры в паре) |
Загнанная домохозяйка (Загнанная женщина) |
Жена берет на себя все дела в доме и даже напрашивается на новые задачи. Она соглашается со всеми замечаниями мужа и выполняет требования детей. В результате она не знает за что хвататься и к середине дня у нее достаточно оснований, чтобы выйти из строя и бросить все дела на произвол судьбы.
Часто такие жены тщательно выбирают себе мужей, которые критикуют свою жену за нерасторопность, сравнивая со своей матерью. Найдя Родителя в супруге, Ребенок жены может выбрать роль измотанного существа.
|
Супружеские игры (игры в паре) |
Все из-за тебя(Если бы не ты) |
Самая распространённая игра между супругами, в которой один из партнёров жалуется, что его половина является препятствием для выполнения действительно желанных вещей в жизни. Берн говорит, что большинство людей бессознательно выбирают супругов, поскольку они нуждаются в определённых ограничениях. Берн приводит пример женщины, которая казалась отчаянной в своих попытках научиться танцевать.
Проблема заключалась в том, что муж всячески ограничивал её социальную жизнь. В отчаянии она записалась на танцы, но обнаружила, что ужасно боится танцевать на публике, и завязала со своим увлечением. Берн указывает на то, что мы видим проблему в своём партнере и обвиняем его, хотя чаще всего причина кроется внутри нас самих. Кто играет в игру: Женщина за спиной мужчины
|
Супружеские игры (игры в паре) |
Дорогая(Мое солнышко) |
Игра возникает на ранних стадиях терапии пар, когда супруги занимают оборонительную позицию. Муж рассказывает историю, попутно выставляя жену не в лучшем свете, заканчивая фразой «Не правда ли, дорогая?» Раздражение постепенно становится все отчетливее.Жена соглашается с ним, тк. по сути он прав и не вежливо спорить с тем, кто называет тебя дорогой или солнышком.
Как не играть в игру? «Ты можешь рассказывать порочащие меня факты, но не называй меня при этом дорогой». Более изощренный вариант антитезиса – отвечать «да, милый».
|
Игры в компаниях |
Подумайте, какой ужас! |
Варианты времяпровождения.
Вариант 1. Игра для бабушек на скамейке. «Нынешние» («в наше время»). Нынешние родители слишком снисходительны к детям. Нынешним женам нечего делать, поэтому разводятся и т.д. Вариант 2. «Рана» «Какая жалость» — участники обсуждают болезнь, кровь и страшные случаи. Кто играет в игру? Женский сценарий «Я бедняжечка»
|
Игры в компаниях |
Почему бы вам не…-Да, но |
Один игрок как бы просит совета и помощи, а другие старательно дают их, но герой в итоге отвергает всё, зачастую заводя беседу в тупик. Эта игра начинается, когда человек заявляет о проблеме в своей жизни, а другой отвечает, предлагая конструктивные решения проблемы. Отчаянный говорит: «Да, но…», тем самым продолжает просить о возможных вариантах. В состоянии «взрослого» эго человек изучает и, вероятно, принимает решение (Взрослая позиция), но это не является целью игрока.
Его цель — получить от других порцию сострадания для самоудовлетворения («детское» эго). Сочувствующий, в свою очередь, играет роль мудрого родителя.
|
Игры в компаниях |
Изъян (Пятно) |
Игра –источник мелочных склок. Игрок исходит из депрессивной позиции Ребенка «Я никуда не гожусь», которую его защитный Родительский механизм превращает в «Они никуда не годятся». Поэтому игрок не будет спокоен, пока не обнаружит у нового человека какой-нибудь изъян.
|
Игры в компаниях |
Гость-растяпа |
Гость роняет коктейль на наряд хозяйки. Хозяин чувствует злость, но сдерживается. Гость извиняется, хозяин говорит слова прощения. Гость продолжает наносить ущерб. Настоящий выигрыш –не в разрушении, а в получении прощения.
Как выйти из игры – хозяину не давать прощения, о котором просит гость, из всепрощающего Родителя превратиться во Взрослого, который берет на себя ответственность за то, что пригласил гостя «Вы можете портить вещи, но не нужно извиняться».
|
Сексуальные игры |
А ну-ка, подеритесь |
Может быть маневром, ритуалом, и игрой.
Как маневр –женщина сталкивает двух мужчин, обещая принадлежать победителю. Ритуал –мужчины сражаются за женщину, даже если она уже сделала свой выбор. Игра – женщина, устраивая состязание, исчезает с третьим возлюбленным (поэма Пушкина «Граф Нулин») Ее вознаграждение следует из позиции – честное состязание –для глупцов.
|
Сексуальные игры |
Динамо (Насилие) |
В ходе этой игры некая девушка всем своим видом и поведением показывает свою сексуальную доступность, как бы забрасывает крючок. Клёв — «заглатывание» крючка. Некий молодой человек улавливает её приглашение к игре, то есть клюет и попадает на её крючок; реакция — он начинает к ней приставать, будучи подсознательно уверенным в её доступности. Переключение — она ему отказывает, он берет её силой. Смущение — она: «Почему он меня изнасиловал?», он: «Что случилось, почему она хотела отказать?» Расплата — она в больнице, он в тюрьме.
При этой же психологической игре (но в первой степени) расплата была бы мягче: в виде набора негативных эмоций обоих игроков. Она могла бы рассказать подругам, какой неудачный роман у неё был, а он мог бы рассказать друзьям, какая она «неприятная» женщина.
|
Сексуальные игры |
Чулок |
«Уайт (женщина), впервые попав в незнакомую компанию, спустя короткое время поднимает ногу, провокационно обнажаясь, и восклицает: «Боже, я порвала чулок». Этот ход рассчитан на то, чтобы сексуально возбудить мужчин и рассердить других женщин. На любые замечания Уайт отвечает заявлениями о своей полной невинности или контробвинениями».
|
Сексуальные игры |
Скандал |
«Классическая игра разыгрывается между деспотичным отцом и подростком-дочерью, причем в семье есть сексуально заторможенная мать. Отец возвращается с работы и начинает придираться к дочери, она в ответ грубит. Или игру может начать дочь своим вызывающим поведением, после чего отец начнет к ней придираться. Оба повышают голос, ссора разгорается все сильнее. Исход зависит от того, в чьих руках инициатива».
«Скандал» дает мучительный, но эффективный способ разрешения половых проблем, возникающих у отца и подрастающей дочери в определенных семьях».
|
Игры на приеме у психолога |
Оранжерея |
Пациент акцентирует внимание терапевта на утонченных чувствах, которые он испытал в процессе терапии. Сами чувства выполняют функцию «медалей», которыми пациент хвастается перед терапевтом или другими участниками терапевтической группы.
«Наиболее очевидная выгода от этой игры – внешняя психологическая, поскольку игра позволяет избежать близости, устанавливая особые условия, при которых могут проявляться чувства, и накладывает ограничения на реакцию присутствующих».
|
Игры на приеме у психолога |
Я всего лишь пытаюсь помочь вам |
В игре участвуют психотерапевт и пациент. Терапевт даёт пациенту, какую-либо рекомендацию для решения проблемы пациента. На следующем приеме пациент сообщает терапевту о том, что его рекомендация не принесла ему результата. Терапевт предлагает другое решение, при этом чувствует разочарование по поводу неудачно подобранного варианта терапии в первом случае. Если терапевт имеет дело с пациентом, который преследует цель показать, что его случай не поддаётся коррекции, то очень скоро ситуация ухудшится. В какой-то момент пациент может обвинить терапевта во всех своих неудачах и эмоциональных проблемах. Тогда расстройство терапевта из-за неудавшегося лечения примет оправдательную форму: «Я только пытался вам помочь».
Изначально в этой игре терапевт настроен на разочарование, так как считает, что общение с пациентами не может принести хороших результатов. Социальная парадигма. Психологическая парадигма.
|
Игры на приеме у психолога |
Неимущий (Нищета, Нуждающийся) |
«Я искал работу, не имея ни малейшего желания найти ее. Помню, что, несмотря на свое отчаянное положение, я даже не просматривал колонки с объявлениями о вакансиях».(Генри Миллер)
Между социальными работниками и клиентами было заключено негласное соглашение, которое сводится примерно к следующему: Работник агентства: «Я попытаюсь вам помочь (при условии, что ваше положение не улучшится)». Клиент получал пособие по безработице.
|
Игры на приеме у психолога |
Деревенская бабушка (Крестьянка) |
Эрик Берн так описал тезис игры. Старая болгарка, страдающая от артрита, едет из деревни в Софию и попадает на консультацию к профессору. Перед отъездом профессор дает деревенской бабушке листок, где подробно расписано лечение. Она преисполненная восхищения и благодарности. Она не получает лечение. Так как такого лекарства нет в их деревенской аптеке, а может быть нет и аптеки. Она живет скрюченная болезнью, но счастливая, потому что может всем рассказывать о чудесном лечении, которое прописал ей столичный профессор. Однажды, профессор проезжает через эту деревню и узнает старуху, которая бросается к нему целовать руку. Он благосклонно принимает её почтение. Он особенно польщен , узнав, какую пользу принесло его лечение. Он не заметил, как сильно хромает старуха, так как был горд собою.
Игру разыгрывает игрок № 2 – старуха. Хочется верить, что она делает это искренне. Есть и лицемерная форма игры, где цель игрока № 2 разоблачить «профессора». Для пациента простейший способ выиграть в игру – не выздоравливать.
|
Игры на приеме у психолога |
Психиатрия |
«Археология» – навязчивое копание Пациента в своем детском опыте в надежде найти ключевую травму, и как следствие – мгновенно излечиться.
«Критика» – Пациент описывает свои чувства так, чтобы Терапевт давал им оценку «Правильно-Неправильно». «Самовыражение» – Пациент использует свои травмы и актерское мастерство, чтобы получить реакцию от участников терапевтической группы. «В «Психиатрию» предпочитают играть пациенты, которые ранее лечились у некомпетентных терапевтов. Некоторые пациенты, например, сознательно выбирают самых слабых специалистов, переходят от одного к другому, демонстрируя, что их невозможно вылечить, а тем временем учатся играть в «Психиатрию» во все более острой форме».
|
Игры на приеме у психолога |
Дурачок |
Пациент занимает позицию: «Я вместе с тобой смеюсь над своей неловкостью и глупостью». Или более мрачный вариант «Да, я дурак, таким уж уродился, так сделай для меня хоть что-нибудь».
Выход для Зрителя – не смеяться над Дурачком и не осуждать его = не играть в его игру.
|
Игры на приеме у психолога |
Деревянная нога (Калека) |
Человек, играющий в эту игру, будет пользоваться защитным механизмом: «Что вы хотите от человека с деревянной ногой / тяжёлым детством /депрессией / алкоголизмом?» Некоторые личные особенности используются в качестве оправдания за некомпетентность или недостаток мотивации, при этом утверждается, что человек не должен брать на себя полную ответственность за свою жизнь.
|
Игры, в которые играют люди (Эрик Берн) -кратко список игр
Постоянная ссылка на это сообщение: https://zagorskaya.info/psychologies/igri-bern/