Линда Ш. Леонард в своей книге «Эмоциональная женская травма» описывает паттерны поведения, которые часто формируются у женщин вследствие нарушения отношений с отцом. Один из них «вечная девушка» -пуэлла (puella aeterna), второй — «амазонка в панцире«.
«Вечная девушка» реализуется в четырех вариантах: Куколка милашка, Девушка из стекла, Донна Хуана и Никчемная.
«Вечная девушка»
Пассивная роль -одна из возможностей женщины проживать паттерн «вечной девушки». Самые яркие примеры — Спящая красавица и Золушка — которых в конце сказок спасали Принцы (как и многих женщин, жизнь которых была бездеятельной, и в своем браке они стремились обрести свободу и безопасность). При этом эти женщины понимают, что предают себя, и в этом им потворствовала наша культура, где женщин хвалили за их покладистость, умение приспосабливаться и доброту, за послушание и покорность.
Такие женщины предпочитали оставаться «вечными девушками», которых обожают, которые зависят от другого, более сильного человека. Однако такой фемининный стиль лишал женщину независимости и заставлял жить пассивной жизнью. Вместо того чтобы жить своей жизнью, вечная девушка формирует свою идентичность на основе проекций на нее других людей.
Куколка-милашка.
Такая женщина играет роль милого, кукольного создания, которое в ней хочет видеть ее возлюбленный. Внешне она может казаться независимой и уверенной в себе, как и всемогущая принцесса, но ее идентичность остается слабой и зависимой.
У нее нарушено отношение к нормам и ограничениям — такие женщины неограниченно ограничивают себя.
Прообраз — героиня Нора из драмы Ибсена «Кукольный дом» (1879).
Муж хочет видеть ее слабой и милой: «Я не был бы мужчиной, если бы именно эта женская беспомощность не делала тебя вдвое милее в моих глазах». Героиня не говорит мужу всю правду и скрывает свою силу и самостоятельность.
После возникшего конфликта с мужем, Нора понимает, что не может играть роль «куклы», ей нужно стать самой собой.
Теневая часть — такие женщины могут незаметно подавлять мужчин, манипулируя ими, применяя силу женского обаяния. Тень пуэллы связана с силой, которую он сознательно и ответственно не признает.
Девушка из стекла.
Еще одна из «вечных девушек» — Девушка из стекла — женщина слабая, стыдливая, отрешенная от жизни, часто живущая в мире своих фантазий.
У нее также нарушено отношение к нормам и ограничениям — такие женщины неограниченно ограничивают себя.
Прообраз — Лора из драмы Теннеси Уильямса «Стеклянный зверинец».
Мать Лоры — вечно работающая мученица, живет в мире фантазий и проецирует на дочь свои желания.
Отец Лоры — рано ушел из семьи. От него Лоре остались старые грамофонные пластинки и стеклянный зверинец с крошечным единорогом.
Один из способов скрыться от реального внешнего мира — уйти в мир книг, особенно в мир поэзии и фантастики.
Теневая часть — заставляют других чувствовать себя бесчувственными, по сравнению с ее хрупкостью. Тень пуэллы связана с силой, которую он сознательно и ответственно не признает.
Трансформация Лоры происходит после знакомства с гостем — молодым человеком Джимом, пришедшим к ним на ужин. Благодаря воздействию маскулинности Лора идет на риск, чтобы вступить в доверительные отношения мужчиной.
Донна Хуана
Еще один паттерн пуэллы — Донна Хуана. Он живет импульсивно, свободна как ветер и неуправляема, как горный поток.
Такая «ошалевшая» пуэлла не признает границ, пределов, существующего порядка, телесных и временных ограничений.
Прообраз — Сабина из книги Анаим Нин «Шпион в доме любви».
Сабина вышла замуж за надежного мужчину, но ее чувства к нему скорее «подходили девчонке, убегающей из дома, чтобы поиграть во что-то запретное». Остепениться и успокоиться для нее- заточить себя в тюрьму. Она обманывает мужа, говоря, что работает актрисой и ездит на гастроли. На самом деле каждый день она подбирает наряд чтобы встретить новый день и нового любовника.
Отец Сабины — использовал верность матери и надежный семейный очаг в качестве опоры, от которой отталкивался в погоне за многочисленными любовными приключениями.
Сабина осознает, что ее отец поселился внутри нее, ведя ее путем фемининного Дона Жуана. Сабина зависима, ее любовные муки напоминают муки наркоманов, алкоголиков, игроков. Зависимостью Сабины является любовь, но механизм здесь такой же, как у любой другой зависимости.
Сложность этого паттерна в том, что женщина живет, используя все возможности и игнорируя реальные ограничения в жизни для себя и других людей.
Теневая часть — такие женщины могут незаметно подавлять мужчин, манипулируя ими, применяя силу женского обаяния.
Трансформация пуэллы типа «Донна Хуана» — реализовать себя в каких-то областях искусства. Например, сама Анаис Нин посредством литературного творчества преобразовала свой характер в форму художественного произведения.
Никчемная
Тип «вечной девушки» — женщина, которая стыдясь своего отца, становится отверженной обществом или сама бунтует против него.
Такая женщина может идентифицироваться с отцом и быть очень привязана к нему, поэтому, когда его отвергает общество, она отвергает само общество.
Отец -часто зависимый.
Мать -часто принимает на себя роль судьи, осуждающего «плохого отца».
Прообраз — героини драм Достоевского, а также Мэгги (Мэрилин Монро) в пьесе Артура Миллера «После грехопадения».
Такие женщины часто ведут пассивную, инертную жизнь, попадают в плен алкогольной или наркотической зависимости, занимаются проституцией или вступают в зависимые любовные отношения.
Теневая часть — «никчемная» может манипулировать мужчинами, угрожая саморазрушением и проецируя на других силу и власть.
Путь трансформации — не смотря на реально существующее унижение, путь к возрождению состоит в борьбе с этой идентификацией. Он требует принятия того, что человек одновременно является и невинным и виноватым, и что внутри него энергия и разрушительная и спасительная.
Еще один пример такой пуэллы — Кабирия из фильма Федерико Феллини «Ночь Кабирии».
Трансформация «вечной девушки»
Важно, чтобы в процессе личностной трансформации «вечная девушка» перестала цепляться за свою девичью невинность и немощность, а признала в себе ту силу, которая у нее уже есть, и тем самым оценила себя по достоинству.
Тогда место слабости и девичьей невинности займут порывистость, энергичность и женственность, а ее спонтанность, непринужденность и открытость всему новому дадут начало новому опыту, новым возможностям в личностном росте, творчестве, отношениях.