Линда Ш. Леонард в своей книге «Эмоциональная женская травма» описывает паттерны поведения, которые часто формируются у женщин вследствие нарушения отношений с отцом. Один из них «вечная девушка» -пуэлла (puella aeterna), второй — «амазонка в панцире».
«Амазонка в панцире»
Амазонка в панцире — паттерн поведения, когда женщина бессознательно идентифицируется с маскулинностью и мощью.
Чаще всего отец в семье такой женщины был слаб — беспечен и безответственен, что сформировало ее негативное отношение, и, как следствие -отвержение отца и всех мужчин.
Амазонка удовлетворяет потребность в силе, которую реализует самозащитой, оберегая себя от всего, что не может контролировать. Стремление к контролю -общая черта амазонок всех типов.
Паттерн реализуется в нескольких формах: Суперзвезда, Покорная, преисполненная долга дочь; Мученица, Королева-воительница.
Суперзвезда.
Суперзвезда живет с желанием сделать то, что не сделал ее отец, и чего он не добился в социальной или профессиональной жизни.
В связи с этим она перенапрягается в работе, стремясь к супер успешности, демонстрируя паттерн трудоголика, нередко приводящий к депрессии.
Прототип — Эстер из романа Сильвии Плат «Под стеклянным колпаком».
Суперзвезда, лишившись отца в раннем детстве (физически или эмоционально), все время ощущает себя покинутой, и смотрит на мужчин как на объекты.
Паттерн Суперзвезды сформировался через мать с ее маскулинным отношением к работе по типу амазонки. Мать героини привыкла подавлять свои чувства.
Суперзвезда выживает, развивая маскулинную часть личности и формируя идентичность, в основе которой лежит внешняя успешность. Мужчины ее опасаются из-за ее успеха.
Так у Суперзвезды нет ни модели маскулинности, ни модели фемининности. Она отрезана от своей фемининности, потеряв смысл в жизни в женском облике (у нее нет модели фемининности, так как мать не является в этом примером).
Эго-адаптация амазонки характеризуется силой и желанием взять власть . Но под защитной оболочкой силы обычно скрывается беспомощность, зависть и стремление использовать окружающих.
Обычно они приходят в терапию выгоревшими от работы и страдающими от неудовлетворенной потребности в близких отношениях с другими.
В книге Эстер получает понимание и нежность, так необходимые ей, в терапевтических отношениях с женщиной-терапевтом.
Покорная, преисполненная долга Дочь.
Прототип — Йенни из фильма Ингмара Бергмана «Лицом к лицу«.
Отец главной героини -добрый алкоголик, к которому дочь была привязана. Йенни потеряла родителей в раннем детстве.
Такие женщины в терапию приходят с эмоциональным истощением, опустошенностью и отсутствием смысла в жизни. Они демонстрируют комплекс исполнения долга, являясь хорошими дочерьми, ответственными и надежными профессионалами или становясь монахинями.
Покорная попадает в услужение другим, препятствую развитию собственным творческим способностям и межличностным отношениям.
Паттерн Покорной всегда сформирован кем-то другим и полон интроектов. Например, она может уйти с работы, если отец не одобрил ее выбор.
Но под зависимым поведением, необходимостью работать и исполнять требования других скрывается внутренний бунт и желание сбежать, хотя это и рискует разбить на части упорядоченный мир Покорной.
Мученица
Данная амазонка демонстрирует бездеятельность и пассивную обидчивость.
Прототипом является Джульетта из фильма Федерико Феллини «Джульетта и дУхи«.
Мать — холодная, строгая и равнодушная. Отец героини- жестокий и безжалостный. Джульетта хранит молчание, не перечит мужу, подавляет в себе радость, гнев и сексуальность.
Основная черта -непомерная услужливость в роли жены или матери. Таких женщин в детстве сильно критиковала или одергивала ее мать, а отец не защищал. Женщины такого типа часто принимают материнскую роль по отношению к мужьям.
Лоуэн в книге «Любовь и оргазм«, описывая тип Мученицы, говорил, что для нее характерен мазохистский аспект пассивного подчинения, под которым скрываются чувства подчиннености, враждебности и презрения к мужчине. Своим мученичеством она добивается доминирующего положения над ним, а его ставит в подчиненное положение сына. Она может этого добиться либо проявляя чрезмерную заботу и осуществляя пассивное кормление («еврейская мамочка»), либо воспитывая детей в духе послушания и подчинения дисциплине. Согласно Лоуэну, мученичество зачастую сопутствует несексуальному сближению с мужем, который лишается своей мужской силы, то есть становится психологически кастрированным.
Под маской страдающего трудоголика Мученица превращается в жертву жалости к себе и требует сочувствия от других.
Как происходит трансформация? — просыпаются чувства — ревность, агрессия, жажда мести, возникает уверенность в себе. Мученице надо выразить гнев по отношению к своей самоотверженности и осознать, что Теневой стороной ее устойчивой, добродетельной самоотверженности является «ненужная», «никчемная» женщина, ощущающая себя жертвой и жаждущая, чтобы ее пожалели. Мученичество это защитная реакция против переживаний — Мученица ждет жалости и признания, играя на том, чтобы вызвать у окружающих чувство вины.
Королева-Воительница
Этот паттерн -еще одна реакция дочери на безответственного и слабого отца.
Прототип — Оруаль, героиня романа Клайва С. Льюиса «Пока мы лиц не обрели», версии мифа об Амуре и Психее.
Оруаль, в связи со смертью матери в родах, приняла на себя заботы о младшей сестре Психее и вырастила ее в любви. На страну обрушился голод и лихорадка, и подданные царя посчитали, что в этом виновата Психея. Их отец, жестокий царь, приносит свою дочь Психею в жертву богине Афродите, что для Оруаль свидетельствует об отсутствии в нем духа и иррациональности в применении силы.
Оруаль ненавидит отца и все, что с ним связано, она разуверилась во всех богах, отнявших у нее сестру. Она начинает борьбу против отца, учится владеть мечом. Как реакция на несправедливое отношение отца Королевой-воительницей отвергаются чувства и все живое.
Стремясь укрепить в себе силу, она вытравливает из себя женщину, сводя на нет чувствительность, уступчивость и слабость. Заимствуя принцип силы из маскулинной модели (я лучший мужчина, чем они все), такие женщины обесценивают фемининность. Для таких женщин жизнь превращается в череду испытаний и сражений, в которых надо победить, а радостей жизни не бывает.
Под защитной оболочкой скрывается зависимость и слабость. Леденящая жестокость Королевы-воительницы может внезапно растаять и превратиться в преданную привязанность, которая может довести до эмоционального истощения как и ее саму, так и окружающих -вследствие ее собственнической зависимости.
Как происходит трансформация Амазонки в панцире
Амазонки в панцире приняли решение не доверять мужчинам, их слабости, бессилию или иррациональности в применении силы. Они постоянно все контролируют, исключая из жизни стихийность и неожиданность. При этом у таких женщин теряется связь с корнями творчества и духовности.
В терапию они приходят с ощущением что жизнь пуста и бессмысленна, депрессией и паническими атаками.
В отличие от пуэллы, которая проявляет свою слабость на осознанном уровне, эго адаптация женщины-амазонки характеризуется силой и желанием взять власть. Однако, под этой защитной оболочкой скрывается беспомощность, зависимость и стремление использовать окружающих.
Принимая свою Теневую сторону, Амазонка не станет пуэллой. Женщина амазонка уже обладает немалой силой и ценит ее. Ей нужно найти возможность, чтобы эта сила исходила из природного внутреннего источника, а не диктовалась необходимостью эго-адаптации.
Амазонке нужно перенаправить эту силу туда, куда она так боится. Находиться в контакте с иррациональным -не значит проявить слабость. Наоборот -слабость это невозможность обратиться к той или иной стороне реальной жизни.
Если амазонка научится ценить свою ранимость и неподконтрольные ей грани бытия, она сможет открыть в себе новый источник силы.
Так же на пути трансформации амазонке придется избавиться от идеи, что женщине необходимо сходство с мужчиной, обладающим силой.
Если женщина амазонка не хочет, чтобы панцирь ее сломался, ей нужно сделать его как можно мягче. Когда смягчится панцирь, она сможет найти творческую связь со своей внутренней фемининностью и внутренней фемининностью мужчин.