Тезис. Эта игра встречается между супругами, и почти никогда -между возлюбленными.
Муж пытается приблизиться к жене с вполне определенными намерениями; та его отталкивает. После повторных попыток жена объясняет ему, что все мужчины – скоты, что он в действительности ее не любит, или не любит ее ради нее самой, а заинтересован только в сексе.
Некоторое время он сдерживается, затем пробует снова – с тем же результатом. Наконец, он примиряется с положением вещей и отказывается от попыток. Проходят недели или месяцы, и вот жена ведет себя все более непринужденно, а иногда и беззастенчиво. То она расхаживает по спальне полуодетая, то направляется в ванную, забыв полотенце, так что мужу приходится его принести. На приемах – если она упорный игрок или привычна к выпивке – она принимается флиртовать с другими мужчинами. В конце концов он отвечает на эти провокации и снова делает попытку. Жена опять его отталкивает, и в результате возникает игра в «Скандал», в ходе которой затрагивается их поведение в последнее время, поведение других супружеских пар, родственники, финансовое положение, неудачи – и все завершается хлопаньем дверью.
На этот раз муж принимает решение: он обойдется без секса. Он не обращает внимание на неглиже жены и маневр с забытым полотенцем. Жена ведет себя все более провокационно и рассеянно, но муж держится стойко. И вот однажды вечером она сама начинает делать попытки сблизиться и целует его. Вначале муж не реагирует, но природа после долгого воздержания берет свое, и ему кажется, что на этот раз все получится. Его первые пробные шаги не отвергаются, как раньше. Муж становится все смелее. И в самый критический момент жена отшатывается от него и кричит: «А я тебе что говорила? Все мужчины — животные, мне нужна любовь, а тебя интересует только секс!» Супруги переходят к игре «Скандал», причем обычно минуют предварительные стадии, типа обсуждение поведения их самих и их родственников и сразу же приступают к финансовым проблемам.
Следует отметить, что, несмотря на свои протесты, муж в такой же степени боится интимной близости, как и жена, он и жену-то выбирал такую, чтобы не перенапрягаться, не подвергать риску свою сомнительную потенцию и иметь возможность винить во всем супругу.
Иногда в эту игру играют незамужние женщины самого разного возраста, тогда ее в разговорной речи называют «Крутить динамо». У них эта игра часто сливается с другой — «Насилуют!», в которой они разыгрывают негодование.
Антитезис. Игра эта опасна, и в одинаковой степени опасен возможный антитезис. Заводить любовницу рискованно. Перед лицом такого подстегивающего соперничества жена может отказаться от игры и попытаться вести нормальную супружескую жизнь; иногда эта попытка оказывается запоздалой. С другой стороны, жена может использовать эту связь, часто с помощью адвоката, как оружие в игре «Попался, сукин сын». Исход игры в равной степени непредсказуем, если муж обращается к психотерапевту, а жена нет. По мере того как муж становится сильнее, игра жены может совсем расстроиться, и это приведет к более нормальным взаимоотношениям; но если жена — заядлый игрок, улучшение в состоянии мужа может привести к разводу. Наилучшее решение, если оно возможно: оба супруга должны посещать семейную терапевтическую группу, в которой вскрываются скрытые выгоды этой игры и ее сексуальная патологичность. После такой подготовки оба супруга могут заинтересоваться интенсивной индивидуальной психотерапией. В результате их брак может психологически возродиться. Если же этого не получится, супруги по крайней мере смогут рациональнее подойти к положению.
Пристойный антитезис повседневной формы этой игры — в смене круга общения. Некоторые более проницательные или жестокие антитезисы граничат с развратом и даже с преступлением.
Родственные игры. Обратная игра — «Фригидный мужчина» — менее распространена, но развивается она так же, имеет те же варианты и детали. Исход зависит от сценариев участников.
Критический момент игры «Фригидная женщина» — окончание «Скандала». Когда эта игра сыграна, половая близость исключается, поскольку оба участника извлекают извращенное удовлетворение от «Скандала», и больше им не требуется взаимного полового возбуждения. Поэтому наиболее важный момент антитезиса «Фригидной женщине» — отказ от «Скандала». Это оставляет жену в состоянии такой половой неудовлетворенности, что она может стать податливее. Использование «Скандала» отличает игру «Фригидная женщина» от игры «Побей меня, папочка», в которой «Скандал» является частью подготовительной возбуждающей игры; в «Фригидной женщине» «Скандал» заменяет сам секс. Таким образом, в «Побей меня, папочка» «Скандал» — условие полового акта, тип фетиша, который усиливает возбуждение; а во «Фригидной женщине», как только произошел «Скандал», эпизод завершен.
В детский вариант «Фригидной женщины» играют чопорные девочки, описанные Диккенсом в романе «Большие надежды». Девочка выходит в своем накрахмаленном платье и просит мальчика сделать ей пирожок из песка. А потом высмеивает его грязные руки и одежду и говорит, какой он грязный.
Анализ
Тезис. Попался, сукин сын!
Цель. Оправдание.
Роли. Достойная Жена, Нечуткий Муж.
Динамика. Зависть, связанная с пенисом.
Примеры. 1. Спасибо за песочный пирожок, грязный мальчишка. 2. Фригидная жена с провокационным поведением.
Социальная парадигма. Родитель — Ребенок.
Родитель: «Я даю тебе разрешение сделать мне пирожок из песка (поцеловать меня)».
Ребенок: «С удовольствием».
Родитель: «Смотри, какой ты грязный».
Психологическая парадигма. Ребенок — Родитель.
Ребенок: «Попробуй соблазнить меня».
Родитель: «Попробую, если ты меня остановишь».
Ребенок: «Но ведь это ты начал».
Ходы. 1. Обольщение — реакция. 2. Отталкивание — покорность. 3. Провокация — реакция. 4. Отталкивание — скандал.
Выгоды. 1. Внутренняя психологическая — освобождение от чувства виньгза садистские фантазии. 2. Внешняя психологическая — возможность избежать пугающего проникновения и обнажения. 3. Внутренняя социальная — «Скандал». 4. Внешняя социальная — «Чего можно ждать от грязных мальчишек (мужей)?» 5. Биологическая — подавленная сексуальная игра или обмен агрессивными проявлениями. 6. Экзистенциальная — «Я чиста».